Найти в Дзене
ПТурист

В горы на попутках. Часть 6: "Квест от МЧС-ников"

Оглавление

На вершину

Утро началось с разведения костра. Потом мы с Корешем по-очереди сбегали помыться к ручью, который перепрыгивали вчера. На завтрак - каша и остатки вечерней гречки. Опять наелся впрок – на восхождении пригодятся силы. Все радовались ясной погоде. Сегодня мы, скорее всего, сможем насладиться видом на Белуху.

Пока я собирал вещи, Полковник спросил, учился ли я с Корешем, на что я ответил отрицательно – мы из разных университетов.

- А на кого учишься?

- На журналиста.

- Это тебе нужно много книг читать. Читаешь?

- Только когда мама на ночь читает.

- Книжки нужно читать.

Вот лагерь и собран, сумки погружены на лошадей и мы снова в пути.
С первых сотен метров мы с Корешем сильно оторвались от группы – тут была всего одна тропа и заблудиться было невозможно, поэтому нужды в том, чтобы плестись за остальными, не было.

Задувает прохладный ветерок, но на подъеме холод не чувствуется – греет рюкзак. Периодически останавливаемся, чтобы отдохнуть и оценить насколько мы оторвались от запыхавшихся старперов. Идем в одних шортах и искренне не понимаем встречаемых туристов, укутанных в кучи разноцветных шмоток. Хорошее термобелье отводит влагу на следующи еслои, но зачем мочить одежду лишний раз?

- Мы как-то также шли на Каратюрек. Снег вокруг. И мы с Полковником в одних плавках стоим, снег едим. А мимо проходят иностранные турики – по речи было понятно, что иностранные. Все в ветровках, в пуховках. Они на нас так посмотрели… - рассказал Кореш.

А сейчас снега почему-то не видно. Лишь редкие большие пласты слепившихся грязных хлопьев. Может, на вершине ещё увидим? Я вооружился своими модными очками - уже не терпится проверить глазовыжигающие свойства горного снега.

Поднимались достаточно быстро, при этом не забывая останавливаться, чтобы запечатлеть красивые пейзажи. Мы уже где-то чуть выши середины подъема, если взять за начало точку утреннего старта. Вокруг сплошные луга, переходящие в каменный грунт. Периодически говорили о негативной атмосфере, сложившейся в коллективе.

- Если она продолжит (выеживаться), я ее столкну вниз. Единственное, что меня останавливает – это Полковник. Я же говорил, что нужно было брать твой котелок. У меня есть немного хавки, был бы котелок – мы бы от них не зависели, - рассуждал Кореш.

-2

Подошли к обрыву, чтобы запечатлеть высоту. Внизу пропасть, но недостаточная для того, чтобы вызвать во мне какие-то острые чувства. Может быть потому, что тут сплошь горы и самая нижняя точка, которую мы можем увидеть отсюда – 2 тысячи метров над уровнем моря.

Ещё через пол часа стремительного подъема стала видна вершина. Но где снег? По сторонам, на чёрно-грунтовых склонах видны редкие, но большие пласты снега. Но вершина абсолютно голая, чёрным углом контрастирующая на фоне неба.

- С каждым годом на Каратюреке снега всё меньше. Ещё в прошлом году тут всё было в снегу. Белуха тоже тает. Глобальное потепление, - объяснил Кореш.

-3

Финальные сто метров по крутому подъему и мы на вершине. Как только наши тощие тела выползли наверх, нас сразу начал сдувать сильнейший ветер. Мы достали из рюкзаков штаны и ветровки.

В центре вершины из насыпи камней торчали ни то флажки, ни то просто разноцветные тряпки. Это напоминает какой-то шаманский арт-объект.

Мы сделали несколько снимков с вершины и уселись на рюкзаки, чтобы хорошенько отдохнуть пока остальные ползут наверх. Тут была ещё пара туриков из других групп. По просьбе сфотографировал какую-то женщину – видимо, она тоже отделилась от своих.

-4

Первым нас догнал Валера. И тут я понял что-то ужасное. Моя сумка-банан больше не давит мне на грудь. Потому что её тут нет. Я оставил её где-то на подъёме во время одной из фотосессий. А там паспорт, перцовка и другие жизненнонеобходимые вещи.

Делать нечего – я побежал вниз. Именно побежал, потому что во первых – так меньше забиваются икры, во вторых – проделывать такой путь шагом заняло бы слишком много времени, в третьих – её могли украсть.

Пробежал мимо Леди Ди и Бабушки – им оставалось метров 300 до вершины.

- Ты чего, - только и успела ошеломленно спросить меня запыхавшаяся Бабушка.

- Да чёт размяться захотелось.

- Ну ты даешь, - прилетело мне уже откуда-то сзади.

Нашел сумку на середине пути, как и думал. Все на месте. Легко бегом, с перерывами на ходьбу, вернулся обратно. Остальные члены группы не успели меня обогнать, - есть время еще покайфовать. Фактически я взошел на Каратюрек два раза за пол дня. По-моему, оно того стоило.

Теперь осталось только балдеть, лежа на рюкзаках под облаками.

-5

- Тут даже небо другое, - я обратил внимание на быстро пролетающие комья влаги прямо над нами.

- А знаешь почему? Потому что ещё немного, и мы сможем до него дотянуться, - ответил Кореш.

На горизонте, выделяясь на фоне других гор, высилась красавица Белуха, кажется, с самого основания покрытая снегом. Внизу, между вершин, выглядывая из-за хребта, расстилалось угловатое озеро, отсюда совсем маленькое. К нему нам и предстояло спуститься. Может, километра три – чуть больше, чем мы сюда поднимались.

К нам подтянулся Макс со своей свитой. Валера начал собираться и уходить. А мы всё лежали. Когда ещё удастся так кайфануть?

Вскоре тут остались только я, Кореш и Макс – даже его гарем ушел. Странно – Полковник и половина группы на вершине так и не появились. А ведь я уже давно встретил Бабушку и Леди Ди, приближавшихся к финишу.

Справа можно увидеть снежные вершины Белухи
Справа можно увидеть снежные вершины Белухи

Вниз

Покидая вершину, мы спросили у группы туристов, поднимающейся со встречного направления:

- Вы тут здорового мужика в трусах не видели? На медведя похожего.

Они показали направление. И правда, вдали, среди разноцветных маленьких точек, мы увидели контрастирующий силуэт Полковника.

Выбор троп тут небольшой, все двигаются по одному и тому же маршруту – не заблудимся.

На пути вниз я начал чувствовать жжение в пальцах – натер мозоли. Это особенно чувствуется именно на спуске. Потому, что вся нагрузка идет на переднюю часть стопы.

Большую часть пути мы двигались легко бегом, огибая ползущие группы туриков. На середине спуска остановились у ручья – я решил хорошенько промыть ноги ледяной водой. Это помогает.

Когда оставалась пара километров, мы встретили жену Макса, отставшую от группы. Вид у неё был печальный – она сидела у тропы прямо на рюкзаке, сложив на коленях треккинговые палки и, кажется, была готова расплакаться. Ей показалось, что она заблудилась. Дальше она шла за нами. Самого Макса видно не было – наверное, все еще наслаждался видами на вершине.

-7

Вскоре мы вышли к озеру – уже показалась прибрежная метеостанция. Там можно купить пирожки, сигареты, снять ночлег – цивилизованные товары и услуги, которые на многокилометровой площади вокруг было больше негде достать.

Через 20 минут мы добрались до туристической стоянки – эта часть берега была обильно усыпана палатками, уходящими прямо в лес, поднимающийся вверх по хребту. Среди палаток была пара домиков МЧС-ников, несколько голубых бочкообразных контейнеров, использующихся ими ни то под спальни, ни то под бани. Отдельно стоял домик пограничников.

Два крепких мужчины, один славянской, другой азиатской внешности, оба в штанах от масхалатов, кроссовках и уставных футболках, попросили предъявить паспорта всех членов группы. Славянин держал в руках планшет с какими-то списками. Мы объясили, что большая часть группы, включая руководителя, уже где-то здесь. Пограничники пропустили нас, сказав потом принести сюда все паспорта. Да, вот так просто.

-8

Конечная

Отыскали нашу группу. Они встали дальше всех – у самого подъема на хребет, ближе к лесу. На земле в хаотичном порядке были разбросаны вещи разгруженные с коней. Никто ничего не делал. Здесь будет наша последняя стоянка, на которой мы должны провести несколько дней.

Не успели мы взяться за лагерь, как последовала команда Полковника - всем женщинам и Валере бежать в баню. Этой группе лиц баня была нужнее всего – они за весь поход ни разу не помылись, за что у нас быстро заработали репутацию чуханов. Руководитель договорился с МЧС-никами и им выделили 10 минут на все про все.

Полковник сказал нам идти за ними, если останется время.

-9

Мы пришли на место. Прошло 5 минут, 10, 15. Бабы, как всегда - неспеша полоскались теплой водичкой, забив на существование других членов группы. Мы с Никитой даже не расстроились тому, что и сегодня придется купаться в ледяном озере. Вдруг нам сказали заходить. Мы залезли в парилку и стали ждать, когда Валера освободит соседнее помещение. Этот енот-полоскун тоже не сильно торопился. Мы просидели еще минут 5 и услышали голос руководителя с улицы:

- Давайте быстрее закругляйтесь!

Мы с Корешем пулей залетели в полоскальню, облились ледяной водой - искать теплую не было времени, предварительно натерев себя шампунями, накинули шмотки и вышли - в общей сложности это, наверное, заняло минуты 3. С таким же успехом мы могли просто выбежать в озеро.

Квест от МЧС-ников

Как только мы покинули баню, поступила новая команда. На берегу стояла желтая сдутая лодка МЧС-ников. Нам нужно было переправить какую-то бабушку. Ее группа была на другой стороне озера, а она зачем-то забрела сюда и справедливо решила, что этим вечером вернуться обратно пешком уже не сможет.

Мы накинули жилеты, висевшие на тыльной стороне бани. Я проверил карманы, ничего ли не забыли там для меня МЧСники - ничего.

Теперь начался кроссфит - мы по очереди стали накачивать лодку ручным насосом. Понадобилось подходов 5 по 50 «вдохов» чтобы привести ее в рабочее состояние.

Погрузились на борт, помогли залезть бабушке. Мы были одеты также, как и вышли из бани. На мне были только шорты и шлепки, торс грел только спасательный жилет. Впрочем, к холодам мы привыкли. Нам предстояло переплыть поперек озеро прямо у подножий Белухи. Я под предлогом взять теплые вещи попытался сбегать за телефоном - очень хотелось все это запечатлеть. Не прокатило.

- Плавать умеешь? - спрашивает у меня Кореш.

- Научусь.

Плывем медленно, нос лодки водит из стороны в сторону. Мы постоянно корректируем друг-друга. Течение валит нос в сторону Никиты. Бабушка сидит впереди с фотоаппаратом, фотографируя окружающие нас красоты.

Ближе к концу мы немного словились и набрали нормальный темп. Высадили бабушку на месте, где ее встретила ее пожилая подружка, явно удивленная такой встрече. Я надеялся, что они нас чем-нибудь угостят - мы были голодные, как всегда. Они же бабушки как никак. Но нет, они просто отблагодарили нас невесомым "спасибо" и ретировались вглубь берега. А я был почти уверен, что хоть что-нибудь подгонят!

Гребем обратно. У меня свело правую ногу от ледяной воды, которая переливалась по дну лодки. Причем свело так, что я полностью перестал чувствовать правую стопу на обратном пути. Теперь нос клонит уже в мою сторону. Постоянно выравнивая лодку, добираемся до нашего берега. Затащили лодку на берег, повесили жилеты и направились к нашему лагерю.

Случилось чудо! Наша группа развела костер без нашей помощи. Как оказалось, это сделал Макс - один из наиболее адекватных членов отряда. Он, кстати, в баню сбегать не успел вообще.

Вскоре нам от МЧС-ников поступило деловое предложение. Их рабочий день уже закончился, поэтому появился вариант вместо них перевезти группу туристов, состоящую из трех человек, на другой берег. Туристы платят по 300 рублей с человека. Настоящий квест! Мы не могли отказаться.

Не дожидаясь ужина, оделись и пошли к лодке. Накинули жилеты, стали ее снова накачивать (наш драккар был на очень неуверенном ходу). Шутим, что с такими шабашками тут можно было бы оставаться жить. В это время подтянулись туристы - пожилая пара и парень нашего возраста. Мы надели на них жилеты и помогли залезть на судно.

Молодой сел на одно из отверстий для подкачки, и лодка чуть спустила воздух. Мы объяснили, что так делать не стоит.

-10

Плывем. Оказывается, эти туристы из Москвы. Каждый год ездят в коммерческие походы на Алтай подышать чистым воздухом. Мы не воспринимаем всерьез коммерческих туристов, но, глядя на некоторых, таких как наши пассажиры, понимаем, что реальные путешествия - уже давно не их вариант.

На центре озера расстилается отражение Белухи.

- Надо будет сфоткаться здесь на обратном пути, - подумал я про себя.

-11

Если эта лодка когда-то и могла возить по 5 человек (а места здесь достаточно), то сейчас она определенно для этого стара - к нашему прибытию на другой берег ее уже немного сдуло.

Мы выгрузили пассажиров. Дед отдал нам тысячу рублей. Внутри драккара тем временем откуда-то накопилось приличное количество воды - скапливаясь в нагруженной части лодки, она покрывала полностью подошву ботинок. Теперь понятно для чего к задней части лодки привязана обрезанная двухлитровка - пришлось немного поработать этим черпаком.

-12

Когда отплывали, я случайно сел на одно из отверстий для подкачки и лодку сдуло еще сильнее. Решили не рисковать и еще раз прибиться к берегу, чтобы накачать лодку. Я начинаю накачивать лодку прямо внутри, потом передаю эстафету Корешу, спешившемуся на берег.

- Чувак, тут такая ледяная вода, что если в нее попадешь, то даже пошевелиться не сможешь, сразу все сведет, - констатировал он.

-13

Дубль номер два - на свой страх и риск отплываем на сдувающемся корыте. На середине озера позволяем себе немного расслабиться и пофоткаться - вид на 360 градусов шикарный.

По прибытии в лагерь нас ждал заслуженный ужин. МЧС-ники позже предложили аналогичную работу в случае, если найдутся еще желающие переправиться на другой берег, но уже со своей долей. Однако таких шабашек до конца нашего прибывания так и не подвернулось. Тем не менее, заработанных денег вместе с теми, что были у Кореша, хватило впритык на эвакуацию, как оказалось в конце похода.

Вечером влил сильный дождь. Мы растянули тент над столом. Пока вся группа пряталась под этим тентом, я обтекал снаружи, поддерживая костер. Из-за ветра, дождя и отсутствия крупных бревен, он был не таким большим, каким мог бы быть, но в этих условиях мне одному удавалось его удерживать, что, почему-то, никто не оценил – Хиппарка ходила и возмущалась, что кастрюля с водой до сих пор не вскипела. В один из таких подходов я не выдержал:

- Слушай, лучше (заткнись).

Тишина. Через секунду опомнилась Бабушка и стала упрекать меня, а заодно и Кореша, который в этот момент где-то искал ветки под дождем, в том, какие мы плохие. У меня не было никакого желания спорить, поэтому я просто игнорировал слова людей, которые стояли вокруг меня, поддерживающего костер, который нужен был всей группе, и говорили, что мы слишком резко общаемся со старшими.

- Вот в армию попадете, тогда узнаете что это такое.


- Мне узнавать не надо, через 3 года буду лейтенантом.


- Ого, так ты на военного учишься? И как, где хочешь служить?


- Не знаю. Чурок убивать хочу.


Вокруг костра повисла тишина. Больше вопросов не было.

Так заканчивался 4 день нашего похода. Сыро и ветренно.