Найти тему

Какая лазейка для недоучек открылась в педагогических вузах

Vanessa M, unsplash.com
Vanessa M, unsplash.com

Конец января – наиболее удачное время для оценки уровня спроса на услуги репетиторов. К февралю школьники должны выбрать предметы для сдачи Единого государственного экзамена и подать заявки на участие в нём. Эксперты «Авито.Услуги» подсчитали, что в наступившем году желающих заниматься с репетитором по русскому языку стало в полтора раза больше, чем в январе 2023-го. Спрос на математику вырос на 63%, по химии – на 61%, обществознанию – на 58%.

Эксперты выделяют несколько причин: утихает излишний ажиотаж вокруг среднего специального образования, кроме того у родителей стало немного больше свободных денег по сравнению с прошлым годом, а уровень знаний у детей продолжает снижаться.

Значительная часть репетиторов – это те же школьные учителя, только в свободное от основной работы время. Преданность профессии вступает у них в противоречие с законом рынка, согласно которому чем хуже дети знают школьный предмет, тем выше будет спрос на репетиторство.

Госслужащие в России ограничены в возможностях подработки. Им разрешена только преподавательская, научная и творческая деятельность в сфере искусств. Учителя – не госслужащие, а обычные бюджетники. Запрета на совместительство нет, а практика репетиторства школьных учителей уходит корнями ещё в Российскую империю. В Руководстве преподавателям народных училищ было сказано:

«Если учитель может еще достать себе [деньги] посторонним трудом, то сие ему позволяется, лишь бы не препятствовало оно отправлению его школьной должности».

Возможность почти гарантированного приработка для учителей теоретически должна была бы повышать интерес абитуриентов к педагогическим вузам. Однако люди идут туда не слишком охотно, особенно в провинции. Кроме того многие отходят от выбранной специальности по окончании университетов. Результат – огромный дефицит учителей на селе и в небольших городах.

Markus Spiske, unsplash.com
Markus Spiske, unsplash.com

В октябре прошлого года на рассмотрение Госдумы РФ даже выносился законопроект о разрешении допуска к преподавательской и тренерской работе бывших заключённых, осуждённых за тяжкие и особо тяжкие преступления, кроме убийства и посягательств на «половую неприкосновенность и половую свободу личности, против семьи и несовершеннолетних». При условии погашенной судимости и безупречного поведения в течение более 10 лет после отбытия срока наказания.

Движения этот законопроект пока не получил, и некоторые весьма известные депутаты отозвали свои фамилии из списка его инициаторов. Так что, скорее всего предложение не пройдёт. Придётся всё-таки расширять набор в педагогические вузы.

Поможет, возможно, разница в минимально допустимом для поступления в вуз балле ЕГЭ. Для педагогических вузов, подведомственных Минпросвещения РФ, по двум предметам – русскому языку и обществоведению – он отличается от общего по стране минимума, который устанавливает Минобрнауки РФ. По русскому языку к будущим педагогам предъявляются более строгие требования, чем к остальным – 42 против 40 баллов. С обществознанием обратная картина. Для зачисления в педагогический вуз требуется меньший балл – 42 вместо 45 у всех других университетов.

Dawid Malecki, unsplash.com
Dawid Malecki, unsplash.com

Выходит, что абитуриенты, набравшие 42-44 балла по обществознанию, вполне могут претендовать на профессию учителя истории, например, а врачами или инженерами им не стать. Странная ситуация, но она даёт педвузам шанс облегчить себе приёмную кампанию.

Строгие требования по русскому языку не особенно повлияют на поток абитуриентов, поскольку по статистике минимальный порог по баллам на этом экзамене не преодолевают всего 2% абитуриентов. С обществознанием намного хуже. Статистика за 2022 и 2023 годы вообще не публиковалась, а в период с 2019 по 2021 был замечен рост доли участников экзамена с провальным результатом с 13 до 19%.

Не понимают многие сегодняшние школьники общественные процессы и не хотят разбираться – видимо, уж слишком всё запутано. Да и учителям это не особенно интересно. Благо для проведения урока «Разговоры о важном» существуют специальные подробные методички.