Думаю, уже не осталось людей, которые думают, что жанр фантастики это «чё-то там про космос». За столетия своего существования этот жанр литературы успел разветвиться на десятки поджанров и направлений, в которых не так просто ориентироваться, как кажется на первый взгляд. Иногда надпись на обложке сбивает с толку, а ведь она (если указана правильно) точно указывает на то, что следует ожидать под обложкой. Итак, вот краткая классификация поджанров фантастической литературы со своими тонкостями и особенностями:
1.НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА (фантастика, основанная на научных допущениях, в целом не противоречащих современной науке, но далеко уходящих от современных научных достижений). Делится на ТВЕРДУЮ НФ и МЯГКУЮ НФ.
ТВЕРДАЯ НФ. Это фантастика, основанная исключительно на научных знаниях и известных технологиях. Несмотря на возможные допущения, тут нет места телепортациям, машинам времени и инопланетянам, не говоря уже о зомби и вампирах. Это сугубо научная фантастика, яркими представителями которой можно назвать Жюля Верна ("20 тысяч лье под водой") из ранних и Кима Стена Робинсона ("Красный Марс") из современных;
МЯГКАЯ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА. Гиперболизирует научные сведения, содержит множество допущений вроде путешествий во времени, контактов с пришельцами. При этом не содержит элементов мистики. Представители: Герберт Уэллс ("Машина времени", "Война миров"), А и Б Стругацкие ("Трудно быть богом", "Обитаемый остров");
2.КОСМООПЕРА. Самый популярный и в тоже время часто высмеиваемый и пародируемый жанр. На него, как правило, возлагается ответственность за испорченную репутацию фантастики как жанра. Здесь на первое место выходят космические баталии и интриги, часто игнорируются законы науки. Для жанра характерны следующие черты: крупные галактические государства, войны звездных флотов, антагонисты в лице диктаторов, быстрые перемещения кораблей от одной звездной системы к другой. Представители жанра (говорим о книгах) Эдмонд Гамильтон ("Звездные короли"), Сергей Снегов ("Люди как боги");
3. СОЦИАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА. Основана в первую очередь не на технологиях, а на взаимоотношениях общества и отдельных индивидов на фоне внедрения новых технологий, в том числе технологий управления и контроля. Тут очень много поджанров. Самые яркие: стимпанк, клокпанк, дизельпанк, киберпанк, антиутопия, утопия;
СТИМПАНК. Фантастика допускающая высокие технологии, основанные на силе пара. Но основой является здесь не паровая технология (это антураж), а социальные проблемы на данном фоне. Характерные черты жанра: паровые машины, дирижабли, сумасшедшие ученые, вивисекция, жесткое расслоение общества, костюмы и антураж Викторианской Англии, медные трубы, заклепки... Иногда добавляются элементы магии и мистики. Фантастика о паровых технологиях без социальной составляющей ее может признаваться стимпанком (как книги Перумова о Молли Блэкуотер, например). Яркие представители жанра: Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг ("Машина различий"), Грей Грин ("Кетополис");
КЛОКПАНК. Близкий к стимпанку, часто смешиваемый с ним или имеющий общие черты и антураж. Здесь не так принципиально социальное расслоение общества, присутствуют те же ученые и дирижабли, но в основе лежит технология не пара, а заводных механизмов. Тут добавляются автоматоны, хитроумные механизмы. Часто проявляется в виде элементов в других жанрах. В литературе жанр встречается довольно редко, но в кинематографе намного чаще. Например, фильм «Хранители времени»;
ДИЗЕЛЬПАНК. В отличие от стимпанка, используется антураж 20-30 гг. – авиация, крупные корабли (изредка летающие), дирижабли, роботы. На первое место выходит не противостояние социальных слоев общества, а противостояние человечества и ученых с безумными идеями, проблемы войны и напряжение в обществе между мировыми войнами. Яркие представители жанра: «Небесный капитан и мир будущего», А. Толстой ("Гиперболоид инженера Гарина"), "Метрополис".
АТОМПАНК. Практически схож с дизельпанком, но используется антураж 50-х гг., гиперболизируется использование атомной энергии (атомные поезда, атомные самолеты, атомные корабли).
КИБЕРПАНК. Один из самых распространенных жанров в фантастике. Основой жанра является контраст между высокими технологиями и низким уровнем жизни. Антураж составляют: компьютерные технологии, хакеры, виртуальная реальность, импланты, корпорации, преступные группировки, неон, азиатская культура. Социальная проблема в поджанре: противостояния одного или группы лиц существующей системе, в которой правят корпорации, в мире проблемы с экологией, а выжить можно лишь установив импланты, использовать подключение к компьютерной сети или виртуальной реальности. Яркие представители жанра Уильям Гибсон ("Нейромант"), "Джонни-мнемоник", "Призрак в доспехах". Вопреки распространенному заблуждению "Матрица" Вачовски – признанная икона киберпанка – к поджанру не относится и представляет из себя типичную научную фантастику;
БИОПАНК. Поджанр схож с киберпанком, но в основе лежат не компьютерные, а биологические технологии. Представители жанра Леонид Алехин ("Падшие ангелы Мультиверсума"), игра "Биошок", фильм "Экзиспенция".
АНТИУТОПИЯ. Жанр о противостоянии общества, в котором единые правила поведения и установки призваны контролировать и одновременно способствовать процветанию общества и индивида, который понимает, что общественные правила серьезно посягают на свободу и природу человека. При этом ярко видны изъяны кажущегося совершенным устройства мира. Как таковых фантастических элементов в поджанре мало, в основном используется психологический элемент. Яркие представители Олдос Хаксли "Дивный новый мир", Рэй Бредбери "451 градус по Фаренгейту", "Эквилибриум".
ДИСТОПИЯ. В основе лежит полный контроль государства над обществом с помощью идеологии, технологий или иных методов. В отличие от антиутопии, общество здесь не принимает правила поведения, а подчиняется им и при этом не счастливо. Яркий пример Д. Оруэлл "1984", "День опричника".
УТОПИЯ. Один из самых редких фантастических поджанров. Описывает идеальное устройство государства и общества. Представители Платон "Утопия", М. Юрьев "Третья Империя", Ефремов "Туманность Андромеды";
РЕЛИГИОЗНАЯ ФАНТАСТИКА. В основе лежит межконфессионный или внутриконфессионный конфликт. Часто описывается культура и религия вымышленных рас. (Б. Лонгиер "Враг мой", Е. Чудинова "Мечеть Парижской богоматери");
4.ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА. Поджанр в котором упор делается на действие, а не социальную или психологическую составляющую. Конфликт героя заменяется «прокачиванием навыков» героя. Сюжет линеен и ориентирован на похождения главного героя и его попадание в различные ситуации. Здесь можно выделить: литрпг, попаданческую фантастику и некоторые другие поджанры.
ЛИТРПГ. Поджанр представляющий собой новеллизацию компьютерной игры соответствующего жанра. Особенностью является обширность серий романов. Яркий представитель жанра – серия S.T.A.L.K.E.R.;
ПОПАДАНЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА. Обширный пласт фантастической литературы, в которой очень редко встречаются качественные с точки зрения стиля и языка произведения. Основная особенность – наличие героя, перенесенного в другую эпоху, мир, тело. На этой концепции строится основной сюжет и конфликт. Устоявшегося канона в поджанре нет, но преимущественно упор делается на попадание человека из современности в мир средневековья или Нового времени. Из качественной литературы поджанра можно назвать М. Твен ("Янки при дворе короля Артура"), С.Лукьяненко и Н.Перумов ("Не время для драконов");
5.ФЭНТЕЗИ. Крупный поджанр, который очень условно можно отнести к фантастике. В жанре существует строгий канон, заложенный основателями жанра: условное Средневековье, магия, драконы, эльфы, гномы, маги, артефакты, орки и тролли. Существует несколько поджанров: эпическое фэнтези, городское фэнтези.
ЭПИЧЕСКОЕ ФЭНТЕЗИ. Яркие представители Дж. Толкин ("Властелин колец"), М. и С. Дяченко ("Варан", "Медный король");
ГОРОДСКОЕ ФЭНТЕЗИ. Особенностью жанра является присутствие магии в современной реальности. Роулинг (серия о Гарри Поттере), Дяченко (Vita nostra);
ТЕМНОЕ ФЭНТЕЗИ. Присутствие элементов хоррора и готики в жанре;
МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. Жанр в котором в описание обыденной жизни примешивается фантастический (как правило - магический) элемент. Часто неотличим от городского фэнтези;
6.ПОСТАПОКАЛИПСИС. Еще один крупный поджанр, в основе которого лежит проблема выживания героя в мире после глобальной катастрофы. В зависимости от причин катастрофы выделяются постатомный апокалипсис, зомби-апокалипсис и проч. Яркие представители (Дж. Уиндем "День Триффидов", Д. Брин "Почтальон", фильм "Безумный макс", игра "Fallout").
7.РОБИНЗОНАДА. Жанр о выживании человека или группы людей в необычном мире, в который они попадают в результате катастрофы или кораблекрушения. (Э. Гамильтон "Город на краю мира", Ф. Карсак "Робинзоны вселенной", Ж. Верн "Таинственный остров").