Найти в Дзене
Meduznik

Что мы знаем о кори?

Причины Корь – это острое вирусное инфекционное заболевание с аэрозольным механизмом передачи возбудителя, источником инфекции которой является только человек. Характеризуется лихорадкой, интоксикацией, катаральным воспалением конъюнктивы и слизистых верхних дыхательных путей, сыпью на слизистых оболочках и этапными пятнисто-папулезными высыпаниями на коже. Возбудителем кори является вирус. Несмотря на нестойкость, вирус кори может сохранять свою контагиозность (заразность) в аэрозоле в течение нескольких часов. Резервуар и источник инфекции – больной человек, который может передать заболевание в последние 1–2 дня инкубационного периода, в течение всего продромального периода (3–5 дней) и первые 4 дня (3–5 дней) периода высыпаний. Общая продолжительность заразного периода составляет 8–10 дней. Больной наиболее опасен для окружающих в продромальный период [2]. Механизм передачи инфекции – аэрозольный, пути передачи инфекции – воздушно-капельный (основной) и воздушно-пылевой (дополнител
По данным Роспотребнадзора за первые месяцы 2023 года в России зафиксировано больше тысячи случаев кори. Специалисты ВОЗ считают, что заболеваемость корью достигла исторического максимума за последние десять лет [1]. В течение последних трех лет в странах Европы корь стремительно распространятся. В данной статье освещены основные клинические симптомы кори у детей и взрослых.
По данным Роспотребнадзора за первые месяцы 2023 года в России зафиксировано больше тысячи случаев кори. Специалисты ВОЗ считают, что заболеваемость корью достигла исторического максимума за последние десять лет [1]. В течение последних трех лет в странах Европы корь стремительно распространятся. В данной статье освещены основные клинические симптомы кори у детей и взрослых.

Причины

Корь – это острое вирусное инфекционное заболевание с аэрозольным механизмом передачи возбудителя, источником инфекции которой является только человек. Характеризуется лихорадкой, интоксикацией, катаральным воспалением конъюнктивы и слизистых верхних дыхательных путей, сыпью на слизистых оболочках и этапными пятнисто-папулезными высыпаниями на коже. Возбудителем кори является вирус. Несмотря на нестойкость, вирус кори может сохранять свою контагиозность (заразность) в аэрозоле в течение нескольких часов. Резервуар и источник инфекции – больной человек, который может передать заболевание в последние 1–2 дня инкубационного периода, в течение всего продромального периода (3–5 дней) и первые 4 дня (3–5 дней) периода высыпаний. Общая продолжительность заразного периода составляет 8–10 дней. Больной наиболее опасен для окружающих в продромальный период [2].

Механизм передачи инфекции – аэрозольный, пути передачи инфекции – воздушно-капельный (основной) и воздушно-пылевой (дополнительный). Вирус может разноситься на значительное расстояние в составе содержимого носоглотки, отделяемого при кашле, чихании, разговоре, дыхании, с потоком воздуха. Заражение может произойти при вдыхании воздуха в помещении, где незадолго до этого находился больной корью. При заболевании корью беременной возможна реализация вертикального способа передачи инфекции – трансплацентарного пути. Передача вируса контактно-бытовым путем невозможна из-за низкой устойчивости возбудителя во внешней среде [3]. Постинфекционный иммунитет сохраняется на всю жизнь. Материнский иммунитет (в случае рождения ребенка от матери, переболевшей корью) сохраняется до 1 года.

Клинические проявления у детей

Корь представляет серьезную угрозу здоровью и жизни детского и взрослого населения. Коревой инфекцией болеют дети с периода новорожденности (возможна даже врожденная корь), взрослые любого возраста и различных социальных и профессиональных групп. Капельный механизм передачи обусловливает развитие вспышек и эпидемий. Корь опасна развитием тяжелых форм болезни, осложнений со стороны бронхолегочной, центральной нервной, ЛОР-органов, поражением других органов и систем.

Инкубационный период при кори — от 9 до 17 дней, но может длится до 21–28 дней у лиц, получивших иммуноглобулин и другие препараты крови. Корь сохранила характерные клинические симптомы и стадийность инфекционного процесса [3]. Как известно, корь протекает циклически с последовательной сменой трех периодов: продромального (катарального), высыпания и периода пигментации (рис.6).

Первые симптомы заболевания чаще возникают на 13—14-й день от момента заражения. Для катарального периода, длительность которого составляет 3–4 дня (с колебаниями от 1 до 6 дней), типичны: лихорадка, грубоватый сухой кашель, воспаление слизистой оболочки носовых ходов (ринит), воспаление слизистой оболочки глаза (конъюнктивит) со светобоязнью. Характерно появление на слизистой оболочке щек высыпаний в виде серовато-белых точечных пятен, окруженных красноватым ободком (пятна Бельского — Коплика — Филатова) (рис. 1), и сыпью на слизистых оболочках мягком небе, появляющихся за 1–2 дня до сыпи. У некоторых детей иногда за 1–2 суток до периода высыпания отмечается продромальная сыпь — в виде пятен и папул (рис. 3), мелкая, розового цвета на неизмененном фоне кожи, локализующаяся на лице (рис. 2), шее, верхней части туловища (рис. 4,5) и исчезающая через 8–12 ч [5].

-2
-3

Катаральный период завершается снижением температуры или полной ее нормализацией в течение 12–24 ч. Период высыпания характеризуется новым повышением температуры до 38,6–39,4°C, усилением симптомов интоксикации, катаральных явлений и сыпи (экзантемой). Для периода сыпи типична этапность высыпания в течение 3–4 дней. Появляясь за ушами, на лбу, спинке носа, сыпь в течение 1-х суток распространяется на лицо (щеки), шею, верхнюю часть туловища, при этом единичные элементы могут быть и на других участках туловища, рук. На 2-е сутки сыпь локализуется на туловище и проксимальных отделах верхних конечностей, на 3—4-е сутки сыпь распространяется на дистальные отделы рук и на ноги, в том числе ладони и стопы. Сыпь розового или ярко-красного цвета, склонная к слиянию, носит пятнисто-папулезный характер, располагаясь на неизмененном фоне кожи при умеренной влажности. На 4—5-е сутки период высыпаний сменяется периодом пигментации — изменением цвета сыпи, который становится буровато-коричневым. Обратное развитие сыпи проходит в той же последовательности, что и высыпание (голова, туловище, конечности), что создает пеструю картину угасающей багрово-цианотичной пигментированной сыпи на ногах. Пигментация сохраняется в течение 1,5–2 недель. Кроме того, в период угасания сыпи бывает шелушение в виде чешуек, легкий зуд. Температура тела к этому времени нормализуется с 40-41°C.

Особенности течения кори у детей 1-го года жизни

В продромальном периоде катаральные явления слабо выражены, заболевание может начинаться с появления сыпи, сохраняется этапность высыпания и пятнисто-папулезный характер сыпи с последующей пигментацией. Симптом Филатова — Коплика может отсутствовать. Для детей раннего возраста характерно появление дисфункции кишечника (частый жидкий стул). Течение кори у детей первого года жизни более тяжелое, отличается более частым развитием ранних и поздних осложнений. Корь может протекать в стертой форме, которая развивается у детей, получавших в начале инкубационного периода иммуноглобулин, или у детей первого года жизни, находящихся на грудном вскармливании (пассивный материнский иммунитет). Для этой формы характерно удлинение инкубационного периода до 24–28 дней, слабая выраженность катаральных явлений или их отсутствие, субфебрильная или нормальная температура, отсутствие пятен Филатова — Коплика, наличие бледной, мелкой, необильной сыпи с нарушением этапности высыпания [4].

К сожалению, несмотря на наличие безопасной и эффективной вакцины, корь остается одной из основных причин смерти среди детей раннего возраста во всем мире.

Особенности кори у взрослых

Корь представляет большую опасность для взрослого населения, так как переносится значительно тяжелее именно взрослыми людьми. Индекс контагиозности кори составляет 90–95%. У взрослых более выражен интоксикационный синдром, для которого характерны слабость, потливость, сонливость, заторможенность; из катаральных явлений преобладает чаще сухой кашель и имеет место нарушение этапности высыпаний, реже возможны заложенность носа, явления конъюнктивита, кашель, першение и дискомфорт в горле [8]. У взрослых людей чаще развиваются такие осложнения кори, как отит, пневмония, обострение хронического тонзиллита, лакунарная ангина, менингоэнцефалит. У некоторых пациентов корь сопровождается повышением активности трансаминаз (ферменты печени) и развитием гепатомегалии (увеличение печени) [7]. Корь может иметь типичные или атипичные проявления. Атипичные проявления у взрослых встречаются чаще.

К атипичным проявлениям относят:

1. Стертую форму. В этом случае заболевание проходит в очень легкой форме, без выраженных специфических клинических проявлений. Пациенты отмечают небольшое повышение температуры тела, симптомы простуды (першение в горле, кашель, слабость). Иногда стертая форма заболевания возникает после прививки от кори или введения гамма-глобулина.

2. Геморрагическую форму. Заболевание сопровождается множественными кровоизлияниями на кожных покровах, примесью крови в моче и стуле. Вследствие геморрагической формы нередко случается летальный исход из-за большой потери крови. При своевременной госпитализации в стационар и правильном лечении прогноз заболевания благоприятный.

3. Гипертоксическую форму. Возникает на фоне выраженной интоксикации организма и проявляется температурой до 40 °C и выше, симптомами менингоэнцефалита, сердечной и дыхательной недостаточности.

-4

Заключение

Корь остается актуальной проблемой как для взрослого, так и для детского населения. У взрослых людей заболевание корью протекает обычно тяжелее, чем у детей. Часто при этом наблюдаются пневмония и бактериальные осложнения. Иногда последствием может стать слепота и значительное ухудшение слуха. Своевременное выявление и изоляция больных, госпитализация по клиническим и эпидемиологическим показаниям позволит сдержать рост заболеваемости и распространение инфекции. Кроме того, активная вакцинопрофилактика среди населения с широким охватом иммунизации может привести к полному исчезновению и ликвидации кори.

Хотелось бы в заключении процитировать слова профессора молекулярной генетики и медицины Стефена Элледжа: «Корь угрожает здоровью людей гораздо больше, чем мы и всё медицинское сообщество представляли себе раньше. Теперь мы понимаем, что от этого заболевания исходит длительная угроза, так как вирус стирает иммунную память. А это значит, что вакцинация приносит еще большую пользу, чем мы предполагали».

Список литературы:

1. Басина В.В., Кузина Ю.С., Коробова З.Р., Бичурина М.А. Клинико-эпидемиологическая характеристика течения кори с учетом генотипа вируса // «Актуальные вопросы социально значимых инфекционных и паразитарных заболеваний». Материалы 20-й Российско-Итальянской конференции. Великий Новгород, 2020. С. 3–6.

2. Дементьев А. С. (сост.). Воздушно-капельные инфекции. Стандарты медицинской помощи. М.: ГЭОТАР- Медиа, 2019. 448 с.

3. Иванова И.А., Понежева Ж.Б., Козлова М.С., Вдовина Е.Т., Цветкова Н.А. Особенности течения кори у взрослых // Лечащий врач. 2020. № 11. С. 36.

4. Понежева Ж. Б., Аракелян А. К., Козлова М. С., Вдовина Е. Т. Корь у взрослых // Эпидемиология и инфекционные болезни: актуальные вопросы. 2018. С. 50–55.

5. Рубис Л.В. Результаты изучения коллективного иммунитета к кори у лиц в возрасте старше 35 лет // Инфекция и иммунитет. 2020. Т. 10, № 2. С. 381–386.

6. Смердова М.А., Топтыгина А.П., Андреев Ю.Ю., Сенникова С.В., Зеткин А.Ю., Клыкова Т.Г., Беляков С.И. Гуморальный и клеточный иммунитет к антигенам вирусов кори и краснухи у здоровых людей // Инфекция и иммунитет. 2019. Т. 9, № 3–4. С. 607–611.

7. Цвиркун О.В., Герасимова А.Г., Тихонова Н.Т., Ежлова Е.Б., Мельникова А.А., Дубовицкая Е.Л., Орлова О.С., Басов А.А., Фролов Р.А. Заболеваемость корью в разных возрастных группах в период элиминации инфекции. Особенности вспышки кори у детей. Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2018; 16(3):18—25.

8. Юнасова Т.Н., Горенков Д.В., Рукавишников А.В., Мовсесянц А.А., Меркулов В.А. Анализ заболеваемости корью в России и проблемы профилактики кори на этапе элиминации. Биопрепараты. Профилактика, диагностика, лечение. 2020; 19(3):154— 160.