Найти тему
ИА REX

«Это сигнал»: что стоит за террористической атакой на католический храм в Стамбуле

Появились новые подробности нападения на католическую церковь Святой Марии Драперис в Стамбуле, которая была основана в 1584 году и является одним из старейших католических храмов города. Как сообщает турецкая газета Hurriet, правоохранительные органы опубликовали фотографии двух задержанных по этому делу. В ходе расследования выяснилось, что нападавшие работали поварами в китайском ресторане в районе Бахчелиевлер. Как утверждается, один является гражданином России, второй – Таджикистана. Задержанные пытались изменить внешность, один из них сбрил бороду. Кроме того, обнаружен брошенный автомобиль предполагаемых террористов с польскими номерами, с которого были сняты номера.

Ранее на ИА REX: Папа Франциск осудил нападение на церковь в Стамбуле

В этой истории есть много загадок. Сразу после теракта ответственность за него взяла группировка ИГИЛ (организация, запрещенная в России). Мотивацией стал призыв ее лидера «убивать евреев и христиан повсюду». Однако единственный погибший во время нападения был гражданином Турции, причем мусульманином. 52-летний Тунсер Джихан, по словам его родственников, страдал психическим расстройством. Церковь Святой Марии Драперис он посещал несколько месяцев до того. В храме его знали, приходские священники называли Джихана «хорошим человеком». Помимо того, пишет Hurriet, «возникли вопросы по поводу отхода от типичных методов ИГИЛ (организация, запрещенная в России)».

Ещё по теме

В последний раз террористическая группировка нападала в Турции в 2017 году. Во время празднования Нового года в одном из ночных клубов Стамбула боевик выпустил 180 пуль в посетителей. Погибло 39 человек, как турок, так и граждан других стран. В случае с церковью Святой Марии Драперис пострадал только один человек. Как заявил министр внутренних дел Турции Али Ерликая, оружие нападавших было неисправно, что позволило избежать дальнейших жертв. Но было бы странным для боевиков из ИГИЛ (организация, запрещенная в России), которые до сих пор тщательно готовились к нападениям, проявить такую небрежность в случае с атакой в стамбульской церкви.

Главный вопрос: почему именно католический храм оказался мишенью террористов? Нападения на христиан в Турции случались и раньше, однако выглядели они иначе. В январе 2006 года служитель протестантской церкви Камиль Кироглу был избит до потери сознания бандой молодых людей с криками «Откажись от Иисуса или мы тебя сейчас убьем!». Месяц спустя итальянский католический миссионер отец Андреа Санторо был застрелен 16-летним юношей в городе Тразбон, предположительно в отместку за датские карикатуры, сатирически изображающие пророка Мухаммеда. Спустя четыре года анатолийский епископ Луиджи Падовезе был убит своим водителем и давним помощником Муратом Алтуном, который нанес ему множество ножевых ранений, а затем обезглавил.

Однако нападений на церкви не происходило. Более того, хотя многие западные издания, включая католические, описывая нападение в церкви Святой Марии Драперис, заявляли, что турецкие христиане «регулярно жалуются на притеснения и маргинализацию, особенно со стороны ультранационалистов, которые рассматривают христиан как агентов Запада, находящихся в союзе с курдскими сепаратистами», в целом за последние годы ситуация в Турции не была такой уж нетерпимой для христиан. Нынешний теракт, отмечает портал Christian Today, вызывает не только беспокойство, но и замешательство, поскольку христиан, как и многих турецких граждан, «сбивают с толка детали, противоречащие простым объяснениям». По словам генерального директора турецкой евангелистской радиостанции Petra Media Group Сонер Туфан, террористы «убили одного человека, могли бы убить больше, но мы не можем понять, почему, один или много, с их точки зрения, это не имеет значения». В свою очередь президент Ассоциации протестантских церквей Турции Али Калканделен считает, что атака, возможно, была «политическим посланием». А кому?

Церковь Святой Марии Драперису многие века управляется монахами-францисканцами, неделей ранее нападения Турцию посетила премьер-министр Италии Джорджия Мелони. Во время мессы, когда был застрелен турецкий гражданин, присутствовал генеральный консул Польши Витольд Лешняк. Италию и Польшу трудно назвать флагманскими странами Запада, будь у террористов желание громко заявить о себе, они бы напали на американцев или израильтян, что нашло бы «понимание» у определенных кругов на Ближнем Востоке и его пределами. Это, с одной стороны. С другой, Италию и Польшу можно назвать странами, имеющими имидж католических. В таком случае атака на управляемую итальянскими монахами церковь во время службы, на которой присутствовал польский дипломат, имеет смысл с точки зрения дискредитации турецких властей и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана среди католиков в частности и христиан в целом.

В какой-то мере, так и произошло. Многие христианские издания, описывая нападение, напомнили ранее имевшие место преследования и убийства священнослужителей, подчеркивая также «происламистский» курс Эрдогана. Но, вместе с тем, в самой Турции политики как правящей партии, так и оппозиционных, не стали использовать теракт для нападок друг на друга. Сам президент лично позвонил священнику церкви Святой Марии Драперису Антону Булаю. В заявлениях ряда турецких политиков был сделан акцент на том, что турецкие христиане являются неотъемлемой частью страны. Возможно, со временем станет точно известно, что же на самом деле стояло за столь странной атакой террористов на католический храм в Стамбуле. Пока же вопросов больше, чем ответов.

Автор: Стремидловский Станислав