Всем привет!
Хочу в скором времени перейти к рассказу про разные творческие приемы, помогающие придумывать идеи.
Но перед этим также хочу выразить свою уверенность в том, что успех в креативе на 70% (субъективные ощущения) зависит от правильно найденной задачи. Чаще всего мы сталкиваемся с абстрактными, очень широкими задачами и с ними что-то надо сделать, чтобы зацепиться за какую-то фокусировку (потому что иначе идеи будут такие же абстрактные).
В прошлый раз закидывал вам фреймворк цветка Лотоса, сегодня расскажу про другой инструмент, который помогает находить глубокие и одновременно очень узкие фокусировки.
Это матрица потребностей Censydiam, которую разработала исследовательская компания Synovate. В основе этой матрицы лежат 8 базовых эмоциональных потребностей человека, разбитые по разным осям.
Потребности такие: принадлежность, единение, удовольствие, жизненная сила, лидерство, признание, контроль, защита.
Как с этим работать?
Когда мы что-то создаем для людей (а чаще всего это так и бывает), мы должны понять их истинные потребности, чтобы создав новую идею, удовлетворить эту потребность. Конечно, чтобы быть объективным, желательно сначала провести исследования: количественные или качественные. И дальше это поможет вам понять, какая из 8 потребностей является самой важной для человека. Взяв ее за основу, мы можем ее разбить на конкретные жизненные ситуации и дальше поставить себе творческую задачу: “как нам помочь реализовать эту потребность в таком-то случае”. И потом уже пойти придумывать идеи.
Покажу на примере, чтобы было понятно.
Я хочу придумать какой-то продукт для людей, у которых есть животное.
Представим, что я изучил аудиторию и понял, что для большинства очень важно понимать, что их питомец здоров и чувствует себя хорошо. По матрице Censydiam я понимаю, что это потребность в “контроле”.
Вторым шагом я детализирую эту потребность под разные ситуации:
- хочу понимать симптомы и признаки болезни, чтобы быстро на них отреагировать
- хочу знать, получает ли мой питомец сбалансированное питание
- хочу знать, что делает мой питомец, пока меня нет дома
Как видите, это три разных задачи и они звучат довольно узко и конкретно.
Далее мне нужно определиться с какой-то одной фокусировкой (или работать по-очереди со всеми), чтобы придумать идею продукта.
Ну, допустим, возьмем “хочу знать, получает ли мой питомец сбалансированное питание”. И накидываем идеи:
- приложение а-ля Fatsecret, но только для животных
- персональный диетолог
- образовательные курсы по сбалансированному питанию для животных
- и так далее
На выходе море идей на одну фокусировку, можно взять другую и еще погенерить идей. А дальше как всегда начинается фильтрация идей и выбор самой лучшей.
Резюмируя, матрица потребностей нужна для того, чтобы определить вектор, в котором вы будете придумывать идеи. Просто взять конкретное “удовольствие” или “единение” – мало, необходимо детализировать эту потребность под конкретные жизненные ситуации. И дальше с ними идти в генерацию идей.
Пусть ваши потребности будут удовлетворены. Обнял!