Найти в Дзене

Психолог о фильме "Мастер и Маргарита 2024"

25 января 2024 года состоялась премьера нового проекта Михаила Локшина и Романа Кантора — амбициозный (и уже скандальный) пересказ произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», метафорически отражающий личную биографию и самого писателя. Что получилось? Драма с элементами хоррора, которая полностью пересматривает знакомые образы главных героев. Да-да, это не описка. Кинолента Михаила Локшина представляет собой трагедию. Она настолько искусно вплетена в канву мистики, что с первого взгляда этого не разглядеть. Я ознакомилась с несколькими рецензиями на фильм (на Кинопоиске их сейчас уже 24) перед составлением этого материала, и вижу - далеко не всем было понятно, что Воланд и прочие злоключения веселой компании, включая полет на метле и бал, в действительности не имели места. Что же происходило на самом деле? Почему-то пьесу «Пилат» отменили перед самой премьерой. Тираж журнала с ней был уничтожен. Безвестный писатель тяжело переживал это, от переживаний стал невнимательным и едва

25 января 2024 года состоялась премьера нового проекта Михаила Локшина и Романа Кантора — амбициозный (и уже скандальный) пересказ произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», метафорически отражающий личную биографию и самого писателя.

Что получилось? Драма с элементами хоррора, которая полностью пересматривает знакомые образы главных героев. Да-да, это не описка. Кинолента Михаила Локшина представляет собой трагедию. Она настолько искусно вплетена в канву мистики, что с первого взгляда этого не разглядеть.

Я ознакомилась с несколькими рецензиями на фильм (на Кинопоиске их сейчас уже 24) перед составлением этого материала, и вижу - далеко не всем было понятно, что Воланд и прочие злоключения веселой компании, включая полет на метле и бал, в действительности не имели места.

Что же происходило на самом деле? Почему-то пьесу «Пилат» отменили перед самой премьерой. Тираж журнала с ней был уничтожен. Безвестный писатель тяжело переживал это, от переживаний стал невнимательным и едва не попал под колеса автомобиля на спортивном шествии. Его спасла случайная женщина. Спасла и растворилась в толпе (поскольку она ничего не хотела, у нее были свои планы на этот день).

-2

Этот стресс окончательно пробил автора, и его психика не выдержала. В психологии это называется дистресс. Он начал погружаться в пучину грез (примитивное отстранение и диссоциация - защиты психики). В них незнакомка внезапно воспылала к нему страстью и стала навещать ежедневно, чтобы покормить его и выслушать новую главу романа (явно включилась защита - фантазирование).

-3

Случайный иностранец вдруг преобразился в Воланда, который отомстил обидчикам. Чиновнику, предавшему Мастера, отрезало голову трамваем.

Поэт Бездомный оказался в психиатрической лечебнице. В конечном итоге сам Мастер сильно спился и тоже попал в психбольницу.

-4

Никакого Воланда, Бегемота, любви и бала не было в реальности. Было горе невостребованного человека.

Драма, трагедия этого (и не только) человека заключается в его ненужности, ощущении никчемности с которым он не сумел совладать.

Мастеру настолько тяжко, что в своих фантазиях он мечтает, будто его роман необходим всем от мала до велика – от прекрасной незнакомки до санитарки в психлечебнице. От спецслужб до Сатаны.

Он жаждал интереса к своему творчеству, которого так и не добился. Это и привело его к психотравме и болезни (диагнозы в фильме озвучивают прямо). И дело здесь не в Советском Союзе, время и декорации могли быть любыми. Ключевая проблема - ненужность и невостребованность авторов, творцов, художников, и главное - неумение справляться с этим.

-5

Верная ли это трактовка замысла Булгакова? И да, и нет! Правильных трактовок не бывает. В искусстве каждый волен видеть свою правду. Для этого оно и создано. И только лично вам решать принимать ли эту версию экранизации.

Я увидела в фильме Михаила Локшина рассказ о трагедии человека в его невостребованности. Рассказ драматический, в стиле фэнтези, на нерве, заставляющий задуматься.

Вы можете увидеть в нём что-то другое. Этим искусство и прекрасно. 

Вы спросите: это безысходность? Был ли у Мастера другой выход? Может ли психика человека выдержать эти неудачи и выбрать другой путь? В книге, пожалуй, нет. Тогда не получилось бы шедевра. Все же невротизм нас цепляет.

А как психолог я вижу другие пути развития событий и возможность более счастливого финала в реальной жизни. Что ему не хватило? Сильных, крепких, устойчивых внутренних опор и самосострадания, осознавания своей самоценности и нужности этому миру.

Но об этом уже другая история...

-6