Как известно, сисадминов можно разделить на две категории - тех, кто делает резервное копирование, и тех, кто теперь уже тоже делает резервное копирование 😉 Это, пожалуй, можно принять за эпиграф.
Моя пока ещё (видимо, из-за моей инфантильности) любимая онлайн-школа красиво и цинично вещает об очередном достижении. Восстановили, дескать, скоропостижно утраченную базу методических материалов, которые вдруг в одночасье засосало в чёрную дыру перестали быть доступны.
Кстати, материалы, в большинстве своём, сделаны были на троечку. Куча ошибок, то есть, не вычитаны перед публикацией. Откровенная чушь в изложении фактов. Ну и некоторые другие недостатки, свидетельствующие о непрофессионализме. Однако в прайс-листе школы отдельной позицией стоят уроки по предметам школьной программы с использованием материалов школы. И стоит чуть дороже, кажется. Хотя могу ошибаться насчёт цены.
Ибо методисты делали, не хухры-мухры. Из студентов набранные. А репетиторы, многие из которых кроме стажа имеют и кучу реальных достижений, и наград, конечно же, не могут подготовить для себя нормальных материалов. Студенты-недоучки - вот кто лучшие методисты, ага.
База ахнула в ноябре, что ли. Сегодня уже февраль. Два с лишним месяца восстанавливали - много это или мало? Стоит, наверное, спросить у родителей учеников, которые платили именно за торговую марку. Можно поинтересоваться у репетиторов, которые использовали - потому что должны, раз курс подразумевает использование - эти материалы. Кто-то сохранил у себя материалы - это, вообще-то, нарушение договора, но доступ к ним частенько прерывался, и люди втихаря этот пункт договора нарушили, чтобы соблюсти другие его пункты.
Как хорошо, что я ими и тогда-то, во времена оны, не пользовался - своих наработок хватало
Менеджеры в открытую обращались к репетиторам - коллеги, у кого сохранилось то-то и то-то? Народ рассупонивал заначки и являл миру сокрытое. И вот, первого числа весеннего месяца нисана февраля сего года, было торжественно объявлено, что совместными усилиями, благодаря вам, дорогие коллеги, было возрождено из пепла то, что бездарно проворонили админы было, казалось, утеряно безвозвратно. Ура, товарищи, и всё такое.
Поскольку я не привык ждать ничего хорошего от чужих косяков, а ещё пуще - когда делают хорошую мину при плохой игре, то возникают, соответственно, параноидальные мысли.
1. Люди поделились тем, что сохранили на случай подобных ситуаций. Ситуация возникла. Людей поблагодарили (на словах) и, я думаю, зафиксировали.
2. Пункт нарушения договора налицо, хоть он нарушен во благо.
3. Любое нарушение договора является поводом для оного договора расторжения по инициативе школы без объяснения причин.
4. Те, кто сохранял материалы себе - народ достаточно опытный, и не пропадёт, но многие из них работают по старым ставкам, а свеженабранная молодёжь - по сниженным на 15%.
Можно додумать дальше.
Теперь вот о чём. Ладно, есть люди, которые в первый раз сталкиваются с тем, что вычислительная техника, даже самая хорошая, регулярно приходит в негодность. Есть люди, которые считают, что облачные хранилища - это что-то очень надёжное, не то что сервак ваш в соседнем помещении (это, вообще-то одно и то же, если по-хорошему). Другой вопрос, почему именно такие люди отвечают за вычислительные мощности в онлайн-школе? И кто этих людей на эту работу назначил и командует ими?
Школа эта - один из проектов другого образовательного предприятия (так это назовём), и вот там, между прочим, готовят много кого по различным IT-направлениям. Что, неужели с таким уровнем нельзя додуматься, что НЕЛЬЗЯ хранить то, что считаешь эксклюзивом и объектом авторского права на ПОСТОРОННИХ серверах? К которым у тебя - ррраз! - и отберут доступ вдруг.
Ладно, допустим, для этого нужно назначить специального человека. А мы что-то вдруг сокращаем и оптимизируем расходы, да. И вот такой человек у нас, возможно, не предусмотрен даже. То есть, наверное, у админов в должностной инструкции написано что-то такое, но они же не могут нести ответственность за работоспособность сервисов Корпорации Добра (это я чтобы не называть место, где именно база хранилась)
Кстати, если я скажу, что этот эпитет гуглится - то я выдам секрет))) Не будем говорить кто, но это был слонёнок))
А Корпорации Добра, по хорошему, наплевать на пользователей из страны, которая под санкциями. Санкции накладывает правительство страны, на которую Корпорация Добра работает. Вон, и штрафы наши ведомства на неё накладывают. За что любить-то пользователей?
И вот тут возникает вопрос - а на чём строится убеждение, что без айтишников рухнет всё? На том, что они молятся на продукты айтишников других, зарубежных, а сами альтернативу создать не в состоянии? Потому что ждут, что их вот прямо сейчас, например, в ту самую Корпорацию Добра возьмут, а пока, правда, приходится кнопочки всякие в интерфейсы добавлять, чтобы юзеры могли чуток поменьше ругать продукт. Да и вообще, юзеры - народ ненасытный и неблагодарный, им что ни делай - всё мало будет, поэтому с каждым новым обновлением будем новые баги добавлять. Просто, без объяснений. Чтобы хуже работало. Несмотря на то, что годами висят задачи, о которых говорили на самых разных уровнях.
Никуда вас не возьмут. Там своих хватает, и тех сокращают. А вас заменят на таких же, только помоложе, и на меньшую зарплату. И правильно сделают. Тем более, наплодилось уже этой молодёжи прилично, и далеко не вся из них бестолковая.
Так вот, я лишний раз хочу напомнить, что в условиях капитализма бескорыстная помощь может стать поводом для судебного разбирательства, а тот, кто позиционирует себя как профессионала, силён большей частью в позиционировании, а в своём деле - уже во вторую очередь. Или в третью.
А явный провал можно продать как достижение. Хотя, по хорошему, о таких ситуациях помалкивать надо. Просто говорить тихонько - всё, снова всё работает, ИЗВИНИТЕ. А не кричать, какие мы герои, всё восстановили, целуйте нас.
Обнимаю.
Ваш Пал Саныч Рябчиков