Найти тему
СвятоЁЖ

Отражение бесконечной грусти в кадре

В 2019 году российский кинематограф подарил миру фильм "Керосин", который, казалось бы, мог бы стать лишь еще одной мрачной картиной о жизни в России для иностранных кинофестивалей. Но это далеко не так.

Это кино — ода одиночеству и непреходящей актуальности бытия, это крик вашей души, который может быть не услышан.
Последний жилой дом, в умершей деревне.
Последний жилой дом, в умершей деревне.

Фильм начинается с кадров, наполненных тоскливой красотой: старушка-пенсионерка Павла, живущая в избушке на обочине шоссе, словно символ ушедшего времени, противостоящая беспощадному потоку современности. В её глазах — глубина русской души, в её судьбе — отголоски жизней многих. Она — не просто персонаж, она — живой мемориал былой эпохи.

-3

С каждым кадром фильм погружает нас в атмосферу утраты и невидимой трагедии. Бабушка Павла, которая пускает в свой дом дальнобойщиков, ищет в них замену семье, что ушла или никогда не была по-настоящему рядом. Её верные спутники — курица и портрет покойного мужа, который, как и многие вещи в её жизни, несёт двойственный смысл: и память, и напоминание о боли.

Цыпа-цыпа говорит бабушка. Смерть близкого существа номер один!
Цыпа-цыпа говорит бабушка. Смерть близкого существа номер один!

Смерть курицы, последней спутницы Павлы, — это не просто потеря животного. Это символ окончательной потери связи с живым, дышащим миром. Это кадр, в котором смерть маленького существа перекликается с грустью о смерти всего, что когда-то было живым и теплым в её жизни.

Одиночество и желание заботы, приводит к ещё двум трагедиям — смерти поросят, которых Павла пытается спасти, вложив в этот акт всю свою надежду на возрождение тепла в своём сердце. Эта сцена — где грусть о смерти становится почти осязаемой.

Живи маленький, повторяет бабушка. Смерть близкого существа номер два!
Живи маленький, повторяет бабушка. Смерть близкого существа номер два!
Проснись маленький, тряся второго поросёнка просит бабушка. Смерть близкого существа номер три!
Проснись маленький, тряся второго поросёнка просит бабушка. Смерть близкого существа номер три!

Фильм несёт в себе глубокий социальный контекст, отражая реалии жизни в российской глубинке, где люди сталкиваются с одиночеством, нищетой и отчаянием. Но "Керосин" — это не только о грусти и смерти. Это и о жизни, которая продолжается несмотря на все трудности.

-7
-8

Встреча Павлы с олигархом Иваном Ивановичем, его внезапная смерть, и её возвращение домой — это метафора непрерывности бытия, где смерть это удел всех не зависимо от статуса в жизни

Внучка Полина! Первый живой человек в фильме, что нуждается в её заботе.
Внучка Полина! Первый живой человек в фильме, что нуждается в её заботе.

И вот, как луч света сквозь тяжёлые облака, появляется внучка Полина, готовая переехать к бабушке. Сцена её приезда — это обещание новой жизни, новой надежды, которая так необходима Павле.

-10

Полина, возвращается домой в автобусе, погруженная в мир книги в розовой обложке. Парень, оценивающий её с ног до головы, решает прервать её спокойствие, вырывая книгу из её рук. Это действие — предвестник трагедии, которая скоро развернется в жизни Павлы.

-11

Павла, ожидающая возвращения внучки, сталкивается с душераздирающей реальностью — Полины нет среди прибывших. Вместо встречи с внучкой, она сталкивается с визитом полиции, который приведет её в морг для опознания тела.

Смерть близкого существа номер четыре!
Смерть близкого существа номер четыре!

Сцена в морге, где Павла узнает о смерти Полины, рисует картину несказанной боли, которая становится удушающей реальностью её жизни.

Глава пятая открывает новую страницу в жизни Павлы, когда трое молодых людей, называющих себя студентами, заходят в её дом. Их присутствие быстро превращается из невинного визита в угрозу, когда они начинают пить и обсуждать планы насилия против Павлы. Один из них, с царапинами на щеке, демонстрирует книгу в розовой обложке, что становится тихим свидетельством произошедшей ранее трагедии.

Возмездие
Возмездие

Павла, охваченная желанием мести, пытается поджечь свой дом, чтобы наказать убийц внучки, но её попытки тщетны, керосина в доме нет, а вода из бочки не горит.

Отчаяние и бессилие, которые она ощущает, находят отражение в каждой слезе на её щеках, когда она сидит на крыльце своего дома.

Но судьба не всегда беспощадна. В последней главе, получившей название "Керосин", на пороге дома Павлы появляется Константин, посланник умершего Ивана Ивановича, приносящий ей породистую свинью и цистерну керосина. Эти подарки — символы надежды и продолжения жизни, даже когда кажется, что все потеряно.

Добротный хряк.
Добротный хряк.
-А где Иван? - Он умер!
-А где Иван? - Он умер!

В доме, где теперь светло от электричества и где новости о рынке нефти напоминают о внешнем мире, Павла продолжает свои повседневные дела. Она кормит свинью, оставшуюся с ней, что символизирует продолжение жизни и заботу, несмотря на горечь утраты.

-16
-17
Все  3,1415926535 Zдец
Все 3,1415926535 Zдец
Керосин" не является кинопроизведением, чтобы донести определенную мысль. Этот фильм — путешествие в самые потаённые уголки человеческой души, предлагая каждому уникальный опыт и возможность самопознания. Разнообразие выводов, к которым вы можете придти, свидетельствует о многогранности картины: для одних она станет символом одиночества, боли или стремления к справедливости, для других — пустым пространством очерняющую людей и Россию. Или возможно, некоторые узрят в ней отражение величия и духовности России.
В конечном счете, "Керосин" призван вызвать эмоциональный отклик, отображая те аспекты реальности, которые мы выбираем сами.