В 2019 году российский кинематограф подарил миру фильм "Керосин", который, казалось бы, мог бы стать лишь еще одной мрачной картиной о жизни в России для иностранных кинофестивалей. Но это далеко не так.
Это кино — ода одиночеству и непреходящей актуальности бытия, это крик вашей души, который может быть не услышан.
Фильм начинается с кадров, наполненных тоскливой красотой: старушка-пенсионерка Павла, живущая в избушке на обочине шоссе, словно символ ушедшего времени, противостоящая беспощадному потоку современности. В её глазах — глубина русской души, в её судьбе — отголоски жизней многих. Она — не просто персонаж, она — живой мемориал былой эпохи.
С каждым кадром фильм погружает нас в атмосферу утраты и невидимой трагедии. Бабушка Павла, которая пускает в свой дом дальнобойщиков, ищет в них замену семье, что ушла или никогда не была по-настоящему рядом. Её верные спутники — курица и портрет покойного мужа, который, как и многие вещи в её жизни, несёт двойственный смысл: и память, и напоминание о боли.
Смерть курицы, последней спутницы Павлы, — это не просто потеря животного. Это символ окончательной потери связи с живым, дышащим миром. Это кадр, в котором смерть маленького существа перекликается с грустью о смерти всего, что когда-то было живым и теплым в её жизни.
Одиночество и желание заботы, приводит к ещё двум трагедиям — смерти поросят, которых Павла пытается спасти, вложив в этот акт всю свою надежду на возрождение тепла в своём сердце. Эта сцена — где грусть о смерти становится почти осязаемой.
Фильм несёт в себе глубокий социальный контекст, отражая реалии жизни в российской глубинке, где люди сталкиваются с одиночеством, нищетой и отчаянием. Но "Керосин" — это не только о грусти и смерти. Это и о жизни, которая продолжается несмотря на все трудности.
Встреча Павлы с олигархом Иваном Ивановичем, его внезапная смерть, и её возвращение домой — это метафора непрерывности бытия, где смерть это удел всех не зависимо от статуса в жизни
И вот, как луч света сквозь тяжёлые облака, появляется внучка Полина, готовая переехать к бабушке. Сцена её приезда — это обещание новой жизни, новой надежды, которая так необходима Павле.
Полина, возвращается домой в автобусе, погруженная в мир книги в розовой обложке. Парень, оценивающий её с ног до головы, решает прервать её спокойствие, вырывая книгу из её рук. Это действие — предвестник трагедии, которая скоро развернется в жизни Павлы.
Павла, ожидающая возвращения внучки, сталкивается с душераздирающей реальностью — Полины нет среди прибывших. Вместо встречи с внучкой, она сталкивается с визитом полиции, который приведет её в морг для опознания тела.
Сцена в морге, где Павла узнает о смерти Полины, рисует картину несказанной боли, которая становится удушающей реальностью её жизни.
Глава пятая открывает новую страницу в жизни Павлы, когда трое молодых людей, называющих себя студентами, заходят в её дом. Их присутствие быстро превращается из невинного визита в угрозу, когда они начинают пить и обсуждать планы насилия против Павлы. Один из них, с царапинами на щеке, демонстрирует книгу в розовой обложке, что становится тихим свидетельством произошедшей ранее трагедии.
Павла, охваченная желанием мести, пытается поджечь свой дом, чтобы наказать убийц внучки, но её попытки тщетны, керосина в доме нет, а вода из бочки не горит.
Отчаяние и бессилие, которые она ощущает, находят отражение в каждой слезе на её щеках, когда она сидит на крыльце своего дома.
Но судьба не всегда беспощадна. В последней главе, получившей название "Керосин", на пороге дома Павлы появляется Константин, посланник умершего Ивана Ивановича, приносящий ей породистую свинью и цистерну керосина. Эти подарки — символы надежды и продолжения жизни, даже когда кажется, что все потеряно.
В доме, где теперь светло от электричества и где новости о рынке нефти напоминают о внешнем мире, Павла продолжает свои повседневные дела. Она кормит свинью, оставшуюся с ней, что символизирует продолжение жизни и заботу, несмотря на горечь утраты.
Керосин" не является кинопроизведением, чтобы донести определенную мысль. Этот фильм — путешествие в самые потаённые уголки человеческой души, предлагая каждому уникальный опыт и возможность самопознания. Разнообразие выводов, к которым вы можете придти, свидетельствует о многогранности картины: для одних она станет символом одиночества, боли или стремления к справедливости, для других — пустым пространством очерняющую людей и Россию. Или возможно, некоторые узрят в ней отражение величия и духовности России.
В конечном счете, "Керосин" призван вызвать эмоциональный отклик, отображая те аспекты реальности, которые мы выбираем сами.