Рене Декарт имел несчастье учиться в одной из иезуитских школ, после чего нередко извинялся за грамматические ошибки в своих философских трактатах. Образовательный процесс в этих учебных заведениях удивительным образом напоминает современную систему обучения на некоторых гуманитарных факультетах.
Почему?
Доказательство первое: "развращение юношества легкостью преподавания"
Ни для кого не секрет, что студенты гуманитарных факультетов (в особенности факультетов журналистики) живут в свое удовольствие гораздо чаще технарей: вы точно встретите их на тусовках даже в разгар сессии. Чтобы сдать экзамены на отлично, юным журналистам чаще всего достаточно уметь хорошо говорить. Эта же способность наиболее высоко ценилась и в иезуитских школах: даже устраивались словесные турниры. Занимались не более 5 часов в день, часто предавались играм и забавам, что вызывало негодование некоторых педантичных современников, но высоко ценилось учениками и их родителями.
Доказательство второе: иезуитская школа должна была дать "знания показные, при помощи которых можно было бы придать научный облик светскому разговору"
География, экономика, логика, философия, социология, психология и множество других предметов, которые студенты журфаков постигают за семь-восемь лекций (в лучшем случае, за пару семестров). Поддержать светский разговор с таким набором предметов проще простого, но полноценной беседы со специалистом не получится (разве что, интервью возьмете).
Доказательство третье: философские "положения равнодушно излагались плохо верившими в них людьми, излагались потому, что того требовала программа"
Восторженное лицо преподавателя. Не видели? Вот и ученики иезуитских школ с подобным не сталкивались. Современные философские концепции всегда волновали молодежь, но в 17 веке, по очевидным причинам, предпочтение отдавалось схоластике. Сегодня программа бакалавриата уже дошла до Канта. Прогресс, однако. Глядишь, лет через 300 и до Делеза доберемся.