Дмитрий и Ольга живут в посёлке Вистино Кингисеппского района, который считается столицей ижор - малочисленного финно-угорского народа. Первым в деревню приехал Дмитрий.
- В Ленинградской области не хватало преподавателей рисования, - рассказывает он. - Я выбрал посёлок Вистино. Вёл занятия в изостудии, преподавал резьбу по дереву. И постепенно влюбился в традиционную культуру коренного народа - ижор. Когда появилась возможность прикоснуться к ижорской керамике, понял: это то, что мне надо.
По словам Дмитрия, до революции 1917 года здесь работали 130 мастеров. Позже была создана колхозная мастерская, в ней осталось 30 человек. Во время Великой Отечественной войны промысел был практически уничтожен, после Победы в деревню вернулись три мастера. Последний работал до 1958 года.
Только через 50 лет гончарное искусство в этих краях стало возрождаться. При Ижорском музее в Вистино открылась лаборатория по изучению керамического и гончарного наследия. Во время экспедиций находили битые горшки и чашки. Подключали местное население: старики рассказывали, как называлась та или иная посуда, какие блюда в ней готовили. Открылась гончарная мастерская, у Дмитрия появились ученики.
- В результате мы воссоздали более 40 гончарных форм, - говорит Дмитрий. - Некоторые из них представили на выставке Karavanika в музее "Русский Левша".
Свадьба в костюмах
Ольга Воронина всё детство провела у родственников в Кингисеппском районе.
- Бабушка всегда отмечала престольные праздники, между собой в доме говорили на своём языке, но мне ничего не рассказывали, - говорит Ольга. - О том, что у меня финно-угорские корни, узнала, только когда стала взрослой. Начала ездить в Вистино на праздники.
На одном из таких праздников Ольга и Дмитрий и познакомились.
- Я понял, что этот человек живёт тем же самым, что и я, так и произошло слияние душ. Мы вместе живём, создаём посуду, выезжаем в экспедиции, - говорит Дмитрий.
В загс молодожёны приехали в ижорских национальных костюмах.
- Нас не хотели пускать, - улыбается Ольга. - Сказали, что надо приходить расписываться в классической одежде. Удалось убедить сотрудников загса, что на нас самые что ни на есть классические ижорские костюмы. Дома Ольга в качестве посуды использует керамические крынки, латки и горшки. Говорит, что в них еда получается вкуснее, чем в обычной посуде.
Уточки и всадник
Сейчас Дмитрий делает посуду, а Ольга - традиционные свистульки.
- Самые распространённые свистульки у ижор - уточка и всадник на коне, - рассказывает Дмитрий. - Ижоры торговали керамикой в Петербурге, в том числе на Знаменской площади (ныне площадь Восстания. - Прим. ред.). В начале XX века там был установлен памятник императору Александру III. Наши гончары заметили, что царь похож на ижорского всадника. Тогда они надели на него погоны и казачью папаху - и у мастеров появился свой император на коне.
Алена Бобрович