С 01 сентября 2023 г. и в течение 6 лет с указанной даты, т.е. до 01 сентября 2029 г. действует порядок ведения, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек (ЛМК) на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. № 90н «Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа».
ЛМК формируется по результатам предварительного (при поступлении на работу) или периодического медицинского осмотра работников с присвоением уникального классификатора в Федеральной государственной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера (подсистема ЭЛМК).
Прохождение медицинских осмотров, а также профессиональной гигиенической подготовки и аттестации подлежит внесению в ЛМК, которая является документом строгой отчетности, проверить сведения можно в Едином реестре выданных ЛМК (как в бумажном формате, так и электронном). Для этого перейдите по ссылке https://lmk.cgon.ru/ и заполните раздел «Поиск по реестру ЛМК»: внесите либо типографский номер бумажной медкнижки, либо двухмерный штриховой код электронной медкнижки.
Подсистема ЭЛМК регулируется статьей 44.1. «Федеральная государственная информационная система сведений санитарно-эпидемиологического характера» Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 24 июля 2023 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с целью своевременного и оперативного проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Стоит обратить внимание, что в случае отсутствия факта регистрации пройденного гигиенического обучения и аттестации выявленного при проверке сведений о ЛМК в Едином реестре выданных ЛМК требуется обратиться в Центр гигиены и эпидемиологии, их проводившими для внесения сведений в Единый реестр выданных ЛМК.
Получение новой ЛМК происходит при следующих фактах:
1. Ошибка в данных.
2. Смена работодателя.
3. Смена должности.
При смене вида выполняемых работ получать новую ЛМК не нужно.
В соответствии со статьей 76 «Отстранение от работы» Трудового кодекса Российской Федерации работник не допускается к трудовой деятельности без прохождения в установленном порядке обязательного медицинского осмотра, а также обязательного психиатрического освидетельствования в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При наличии ЛМК, но с истекшим сроком действия обязательного медицинского осмотра работник немедленно отстраняется от работы.
ЛМК формируется работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, выполняющим следующие виды работ:
- работы, при выполнении которых осуществляется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, пунктах, базах, складах хранения и реализации, в транспортных организациях, организациях торговли, общественного питания, на пищеблоках всех учреждений и организаций);
- работы на водопроводных сооружениях, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей;
- работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей;
- работы в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения
в соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Приказом от 18 февраля 2022 г. № 90н.
Для получения электронной ЛМК можно лично обратиться в Центр гигиены и эпидемиологии или воспользоваться Госуслугами (п. 7 приказа № 90н) при условии прохождения процедуры идентификации и аутентификации перейдя по активной ссылке на Госуслугах.
Нажать на кнопку «Начать» и выбрать одно из двух предложенных действий:
- Оформить медицинскую (санитарную) книжку
- Запросить готовую личную медицинскую книжку.
При выборе оформления ЛМК переходим на страницу, где необходимо подать заявление для которого потребуется следующая информация:
- Сведения о заявителе;
- сведения о должности, специальности;
- сведения о видах выполняемых работ;
- сведения о работодателях.
Нажимаем на кнопку «Перейти к заявлению».
Сервис переходит к персональным данным заявителя и просит их проверить с последующим переходом на разделы. Необходимо указать телефон и адрес электронной почты.
Далее необходимо выбрать вид работ из предлагаемого перечня.
После выбора одного или нескольких видов работ, продолжаем заполнять сведения о работодателе.
Для этого нам потребуется информация следующего характера:
- организационно-правовая форма работодателя;
- наименование работодателя;
- адрес работодателя;
- должность;
- дата приема.
Возможно внесение нескольких работодателей.
Далее необходимо выбрать регион, в котором пройдет обучение и аттестация.
После заполнения региона, формируется заявление и отправляется в Центр гигиены и эпидемиологии. Заявление на формирование электронной ЛМК отправлено.
Услуга будет оказана в течение 1 рабочего дня с момента подтверждения прохождения мероприятий.
Под мероприятиями понимается последовательное прохождение:
1. Медицинского осмотра по направлению работодателя в медицинской организации.
2. Гигиенического обучения в соответствии с выбранными типами работ.
3. Гигиеническая аттестация после обучения.
Личная медицинская (санитарная) книжка в формате электронного документа поступит в личный кабинет Госуслуг в раздел «Здоровье» после проведения всех необходимых мероприятий.
Результат обращения по формированию электронной ЛМК в личном кабинете Госуслуг выглядит следующим образом.