Так мы начинали урок по поэме Блока. Мои ученики после прочтения поэмы высказали письменно своё мнение, ответив на данный вопрос. Их высказывания послужили затем материалом для анализа поэмы. (Примите во внимание, что урок был проведён в 1981 году – Советский Союз)
Привожу некоторые из ответов (выдержки).
Сторонники мнения о восхвалении революции.
- Революция – стихийный пожар, в очистительном огне которого должен испепелиться весь старый мир без остатка (см образ рухнувшего мира – «пёс безродный»).
-Революция была дорога Блоку тем, что она воплотила в себе русскую народную бунтующую душу.
- Блок всё же верил, что революция принесёт с собой новую жизнь. Лучшую, чем была. Поэтому сзади – голодный пёс – олицетворение прежней жизни, а впереди – Иисус Христос – олицетворение будущей жизни.
- В образе собаки – обнищавший народ, который идёт за Христом, спасаясь от убийств и разврата, к новой, светлой жизни.
- Христос – это олицетворение новой религии, которая служила символом всеобщего обновления жизни.
- Революция смела всё прошлое. Но, может, где-то впереди Россию ждёт другое время? Возьмёт верх добро и милосердие? Иисус Христос, мне кажется, и есть олицетворение этого.
- Поэт исходил из своих субъективных представлений о раннем христианстве как «религии рабов», приведшей к распаду старого языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье – буржуазной России.
-Блок считает революцию благом для народа, переменами к лучшему и думает, что на такое благое дело Бог даёт им своё благословение и поможет им в борьбе.
- Христос – народный дух, очернить который не способна никакая революция.
Сторонники суждения «Поэма – анафема революции»
- В этой поэме – кровавые (не красные) краски…
- «Стой, стой! Андрюха, помогай! Петруха, сзаду забегай!..» Революция показана как охота - охота на людей.
- Легко заметить, что несколько раз повторяется: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста», подчёркивая бездуховность новой жизни, отрицание былых традиций.
-Революция связана с крушением старого строя. Значит, всегда найдутся жертвы.
- И осталась у России «толстомордая Катька». Тоже очень любопытный персонаж. Раньше люди боролись за возвышенную любовь, Блок воспевал в стихах неземную женщину, а теперь в цене вот такие «толстомордые Катьки». Это показывает нравственный упадок того времени.
- Иисус идёт впереди, как на казнь, - на нём терновый венок.
- В образе Иисуса Христа лично я вижу Ленина. Белый венчик из роз – это преобразованная лысина. «За вьюгой невидим, и от пули невредим – это представление народных масс о Ленине – «вечно живом». Таким образом, Блок, несмотря на «нежную поступь» Христа, акцентирует внимание на «кровавом флаге» Ленина. То есть картина революции: «позади голодный пёс» (голодные пролетарии) – «впереди с кровавым флагом… Иисус Христос» (Ленин).
- В моём понимании, Христос бежит от революции, которая вместе с разрухой несёт атеизм. Вместе с Христом бегут и многие умнейшие люди, которые покидают родину.
- Блок показывает революцию глазами примитивного большевика, безнравственного и тупого.
- Революция не щадит ни старых, ни малых, ни женщин, ни мужчин (история с Катькой)… Лишь одна смерть, а сколько горя!.. Но ведь эта революция унесла не одну жизнь, а что дала?
И далее мы говорим, что поэма, действительно, неоднозначна. Об этом свидетельствуют и отзывы современников:
«В поэме “Двенадцать” Блок хотел дать точное изображение подлинно революционной силы, бесстрашно указать на ее антиинтеллигентские, на ее буйные, почти преступные, силы и вместе с тем благословить самым большим благословением, на которое он был только способен” (А. В. Луначарский)
«Как удалось этому интеллигенту из интеллигентов преступить “недоступную черту” и в художественных образах выявить душу народа, или, что то же, душу революции” (М. Ю. Левидов)
“А.А. Блок честно и восторженно подошел к нашей революции в своей знаменитой поэме “Двенадцать” (В. Маяковский).
«Поэт, всю свою жизнь певший нам о нисхождении во тьму, о тоске и безнадежности русской, грешной ночи, - объявил, наконец, весть, радостней которой не было: Россия будет спасена; двенадцать разбойников, не ведавших, что творили, будут прощены. Пронзительным взором он проник в бездну тьмы и там увидел не дьявола, но Христа, ведущего через мучительство разбойников ту, у которой плат окровавленный опущен на глаза. Так любить, как возлюбил Россию Блок, мог бы только ангел, павший на землю, сердцу которого было слишком тяжело от любви» (А. Толстой).
«Блок променял объятья Незнакомки на дровяной паек» (К.И. Чуковский).
"Вспоминаю я невольно тот тягостный и постыдный день, когда в русской литературе были сказаны о Православной Руси… окаянные, каторжные слова" (И. А. Ильин).
"Блок задумал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное…» (И. А. Бунин)
Некоторые известные писатели не подавали поэту руки.
Однажды, незадолго до смерти, Блок встретил Гиппиус в трамвае.
- Зинаида Николаевна, вы мне подадите руку? - спросил Блок.
Гиппиус увидела больные печальные глаза.
- Общественно нет, человечески - да! - и Гиппиус протянула ему руку, которую Блок пожал.
Может быть, это и есть ключ к пониманию поэмы: общественно (то, что видел и слышал) и человечески (то, что чувствовал, душой воспринимал)? Душевный разлад, внутреннее перенапряжение. Соединение несоединимого. Е. Замятин в «Воспоминаниях о Блоке» приводит слова поэта, сказанные им в 1920 году (поэма написана в 1918): «Ненавидящая любовь – это, пожалуй, точнее всего, если говорить о России, о моём отношении к ней». И это отношение нашло отражение в поэме, которая вызывает такое неоднозначное толкование.