Найти тему
Катюша из Москвы

Русский фольклор: сказка как первый наставник или шедевры Васнецова

Картина «Богатыри» Васнецова стала первой в истории русской живописи обращенной к былине.
Картина «Богатыри» Васнецова стала первой в истории русской живописи обращенной к былине.

Можно ли назвать  сказку частью русского кода? Конечно! Ведь сказку мы слышим в младых летах:

Нам рассказывают о главных героях. 

«Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» — Виктор Васнецов. В общей сложности картина писалась 25 лет
«Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» — Виктор Васнецов. В общей сложности картина писалась 25 лет

Возьмем например сказку А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» 

Есть двое любящих людей, которые собираются пожениться, но злой Черномор похищает красавицу невесту. В свою очередь, Руслан без страха и упрека идет на поиски любимой Людмилы, чтобы вернуть её домой, и наказать Черномора. 

В сказке прослеживается понятные для русского человека на слух имена. Геройский путь Руслана. Женская хитрость и страдания Людмилы, а также злодеяния Черномора. Вдобавок описывается места где происходит действие, и второстепенные персонажи.

Таким образом, каждый ребенок с раннего детства понимает, выражаясь языком Достоевского, что за каждым преступлением последует наказание, и добро восторжествует над злом. 

«Витязь на распутье» — здесь идет речь о Илье Муромце. 
Витязя Васнецов рисовал со своего брата Апполинария. Картина писалась много лет. По сюжету художник дает понять зрителю, что у витязя нет пути назад только вперед. Безрадостный болотистый пейзаж, кружит черный ворон,камень и кости. 
Кстати, надпись на камне соответствует былинной. Васнецов провел историческое расследование. «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». А вот продолжение фразы: «Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» уже не видны. Художник кистью спрятал их под мох. 
Начал картину художник в 1870 году, а представил на выставке в 1882 году. Картина принесла огромный успех Васнецову
«Витязь на распутье» — здесь идет речь о Илье Муромце. Витязя Васнецов рисовал со своего брата Апполинария. Картина писалась много лет. По сюжету художник дает понять зрителю, что у витязя нет пути назад только вперед. Безрадостный болотистый пейзаж, кружит черный ворон,камень и кости. Кстати, надпись на камне соответствует былинной. Васнецов провел историческое расследование. «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». А вот продолжение фразы: «Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» уже не видны. Художник кистью спрятал их под мох. Начал картину художник в 1870 году, а представил на выставке в 1882 году. Картина принесла огромный успех Васнецову

Доброго времени суток, дорогие читатели моего канала. С вами Катюша из Москвы. 

Продолжаю делиться с Вами своим посещением по Третьяковской галерее. 

Виктор Михайлович Васнецов является известным мастером художественной живописи. Купец Павел Третьяков собрал сказочный и былинный жанр Васнецова. 

«Иван Царевич на сером волке» — это воспроизведенная картина из сюжета сказки  «Сказки об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке».

Александр Афанасьев писал: «Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с прекрасною королевною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она Ивана-царевича». Третьяковская галерея в рецензии к картине пишет: Стремясь открыть зрителю красоту и возвышенность мира народной фантазии, передать представления народа о красоте и счастье, Васнецов использует в картине поэтические образы языческой Руси. Так, огромные стволы деревьев темного, непроходимого леса похожи на великанов-чудовищ. Сквозь их переплетенные ветви едва пробивается тревожный свет утренней зари. Таит опасность топкое болото с кувшинками. Героев окружает атмосфера тревоги и печали – беглецов ждут несчастья и разлука. А на первом плане – чудесно расцветшее яблоневое дерево – символ всепобеждающей любви, знак счастливого конца сказки. Народным воззрениям на красоту, любовь и верность соответствуют и образы героев картины – женственной, трогательно-нежной и печальной Елены Прекрасной и мужественного «добролюбящего» царевича.
«Иван Царевич на сером волке» — это воспроизведенная картина из сюжета сказки «Сказки об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке». Александр Афанасьев писал: «Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с прекрасною королевною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она Ивана-царевича». Третьяковская галерея в рецензии к картине пишет: Стремясь открыть зрителю красоту и возвышенность мира народной фантазии, передать представления народа о красоте и счастье, Васнецов использует в картине поэтические образы языческой Руси. Так, огромные стволы деревьев темного, непроходимого леса похожи на великанов-чудовищ. Сквозь их переплетенные ветви едва пробивается тревожный свет утренней зари. Таит опасность топкое болото с кувшинками. Героев окружает атмосфера тревоги и печали – беглецов ждут несчастья и разлука. А на первом плане – чудесно расцветшее яблоневое дерево – символ всепобеждающей любви, знак счастливого конца сказки. Народным воззрениям на красоту, любовь и верность соответствуют и образы героев картины – женственной, трогательно-нежной и печальной Елены Прекрасной и мужественного «добролюбящего» царевича.

Однако, творчество Виктора Васнецова намного шире: художник делал иллюстрации к книгам, расписывал храмы в разных городах России и создавал эскизы архитектурных сооружений

-5

Культурное наследие Васнецова велико для нашей страны, и быть может Вы ходите в храм, а он расписан Васнецовым, а Вы и не знаете.

«Аленушка» как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее» — Виктор Васнецов
«Аленушка» как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее» — Виктор Васнецов

Виктор Васнецов родился в Вятской губернии (в наше время Кировская область) и на своих картинах часто отображал природу тех мест: холмы, реки, густой лес…

Третьяковская галерея в рецензии к картине пишет: Все в картине подчинено передаче настроения «чисто русской печали». Девочка с отчаянием вглядывается в темный омут. Ее горестная поза напоминает своей застылостью камень, на котором она сидит. Увядающая природа горюет вместе с героиней. По-осеннему тиха и неподвижна река, сумрачны верхушки елей. Хмурится небо. Желтые листья неспешно падают на гладь воды, которая кажется продолжением пестрого девичьего сарафана. Именно созвучность переживаний человека и состояния природы, как бы сочувствующей ему, сближала жанровую картину Васнецова со сказочным сюжетом. «Аленушка» – одна из самых поэтичных картин в русском искусстве. В ней гармонично соединились фольклорные мотивы, каноны классического искусства и интерес к передаче повседневного.
Третьяковская галерея в рецензии к картине пишет: Все в картине подчинено передаче настроения «чисто русской печали». Девочка с отчаянием вглядывается в темный омут. Ее горестная поза напоминает своей застылостью камень, на котором она сидит. Увядающая природа горюет вместе с героиней. По-осеннему тиха и неподвижна река, сумрачны верхушки елей. Хмурится небо. Желтые листья неспешно падают на гладь воды, которая кажется продолжением пестрого девичьего сарафана. Именно созвучность переживаний человека и состояния природы, как бы сочувствующей ему, сближала жанровую картину Васнецова со сказочным сюжетом. «Аленушка» – одна из самых поэтичных картин в русском искусстве. В ней гармонично соединились фольклорные мотивы, каноны классического искусства и интерес к передаче повседневного.

Древнерусская литература во время учения в семенарии, посеяла семена интереса и любви к русской старине. 

Васнецов писал:
«Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»

Виктор Васнецов
Виктор Васнецов

Васнецов познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, который пригласил художника к себе в усадьбу в Абрамцево (Подмосковье). Здесь Васнецов написал три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства».  Но члены управления отказались выкупать эти работы, и их приобретает Савва Мамонтов и его брат. 

ПОСЛЕ ПОБОИЩА ИГОРЯ СВЯТОСЛАВИЧА С ПОЛОВЦАМИ 


Интерес Васнецова к былинной теме возник не случайно, во время русско-турецкой войны и после неё, художники, писатели и музыканты способствовали росту патриотических настроений в обществе и развития внимания к своим, русским корням, культуре и традиции 

В основе сюжета лежит «Слова о полку Игореве» 

Крамской писал: «… трудно Васнецову пробить кору рутины художественных вкусов. Его картина не скоро будет понятна».

Третьяковская галерея в рецензии пишет: Знакомство с миром русских сказок, былин, народных песен позволило Васнецову наполнить картину поэтичными образами и показать поле битвы как русскую землю, вовлеченную в происходящую драму. Здесь трава «никнет от жалости» к участи храброй дружины, колокольчики и ромашки украшают смертное ложе воинов. «Красно солнышко», предвещавшее князю Игорю поражение, близится к закату. Орлы-стервятники клекотом «на кости зверей зовут».
ПОСЛЕ ПОБОИЩА ИГОРЯ СВЯТОСЛАВИЧА С ПОЛОВЦАМИ Интерес Васнецова к былинной теме возник не случайно, во время русско-турецкой войны и после неё, художники, писатели и музыканты способствовали росту патриотических настроений в обществе и развития внимания к своим, русским корням, культуре и традиции В основе сюжета лежит «Слова о полку Игореве» Крамской писал: «… трудно Васнецову пробить кору рутины художественных вкусов. Его картина не скоро будет понятна». Третьяковская галерея в рецензии пишет: Знакомство с миром русских сказок, былин, народных песен позволило Васнецову наполнить картину поэтичными образами и показать поле битвы как русскую землю, вовлеченную в происходящую драму. Здесь трава «никнет от жалости» к участи храброй дружины, колокольчики и ромашки украшают смертное ложе воинов. «Красно солнышко», предвещавшее князю Игорю поражение, близится к закату. Орлы-стервятники клекотом «на кости зверей зовут».

В последующие годы, все значительные работы Васнецова приобретают Савва Мамонтов и Павел Третьяков. 

Однако, если мы знаем купец основал галерею, (а СССР сохранил, и в России продолжили дело Третьякова ), то к сожалению, царский режим обвинил и разорил мецената Мамонтова, пустив его собрания по частным коллекциям, а железную дорогу которую он создал в России получила царская власть. От Москвы до Ярославля; от Ярославля до Вологды, Мурманска, и Архангельска.

Также донецкая каменноугольная дорога. В 1882 году она соединила Мариуполь и Юзовку (ныне Донецк) с российскими промышленными центрами — более 500 км, вместе с вокзалами и остановками. 

Таким образом, некоторые картины Васнецова сейчас в разных музеях, а некоторые потеряны для общества.

Эскиз фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве разработал именно Виктор Васнецов
Эскиз фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве разработал именно Виктор Васнецов

Но мы поговорим, о доступных человечеству  работах Васнецова, одна из них фасад Третьяковской галереи 

В 1885 году, Васнецову предложили расписать новый храм в Киеве, который торжественно открыли в присутствии императора Николая II 

Известно также, что Васнецов расписывал русские храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, и Варшаве.

Три царевны подземного царства. Третьяковская галерея пишет в своей рецензии к картине: Художник, изобразив царевен золота, драгоценных камней и каменного угля на фоне закатного оранжево-красного неба и черных скал, выразил народные представления о богатствах таинственных подземных недр. В процессе работы над полотном Васнецов искал особенности национального типа и характера, идеал женской красоты. Черты облика и пластики царевен художник воплотит в более поздних картинах на сказочные сюжеты, в эскизах театральных костюмов и в книжных иллюстрациях.
В «Царевнах» отмечается ряд находок и интересных деталей, предвосхищающих стилистические черты, характерные уже для искусства конца XIX века – плоскостность композиционного построения, колористическая декоративность, силуэтное расположение фигур на контрастном, почти лишенном световоздушной среды, фоне. Этими чертами будет намечен путь к дальнейшей разработке Васнецовым своеобразного типа картины-панно. Они найдут также отражение в его монументальных росписях во Владимирском соборе в Киеве (1885–1896).
Три царевны подземного царства. Третьяковская галерея пишет в своей рецензии к картине: Художник, изобразив царевен золота, драгоценных камней и каменного угля на фоне закатного оранжево-красного неба и черных скал, выразил народные представления о богатствах таинственных подземных недр. В процессе работы над полотном Васнецов искал особенности национального типа и характера, идеал женской красоты. Черты облика и пластики царевен художник воплотит в более поздних картинах на сказочные сюжеты, в эскизах театральных костюмов и в книжных иллюстрациях. В «Царевнах» отмечается ряд находок и интересных деталей, предвосхищающих стилистические черты, характерные уже для искусства конца XIX века – плоскостность композиционного построения, колористическая декоративность, силуэтное расположение фигур на контрастном, почти лишенном световоздушной среды, фоне. Этими чертами будет намечен путь к дальнейшей разработке Васнецовым своеобразного типа картины-панно. Они найдут также отражение в его монументальных росписях во Владимирском соборе в Киеве (1885–1896).

-12

-13

-14

На этом сказке конец, а кто читал/смотрел — молодец 😊👍