Найти тему
Финансовый спектр

Война за завод: АвтоВАЗ

Оглавление

В начале 1990-х годов, в период экономического и политического хаоса, Россия оказалась во власти организованной преступности. Не избежал этой участи и АвтоВАЗ, градообразующее предприятие Тольятти и главный автомобильный завод страны.

Как ОПГ захватили АвтоВАЗ

В те трудные годы, проход на территорию завода практически не контролировался. Это стало лакомым куском для преступников, которые спокойно входили в отгрузочные цеха, вымогали деньги у покупателей и устраивали свои закоулки на конвейерах. Хотите получить машину? Платите бандитам "комиссию".

Спустя время автомобили начали исчезать прямо с конвейера. Покупатель приходит за машиной, а ее нет. Она стоит в углу, запертая, и уже принадлежит не вам. На ней висит бирка, указывающая, какой ОПГ "закрепилась" за автомобилем.

Интересно, что спрос на такую услугу рождался среди самих покупателей. Официальная доставка с завода до дилера занимала до 60 дней, но цены могли резко вырасти из-за инфляции. Доплатив, можно было сразу получить машину престижного цвета и комплектации, обойдя очереди.

Как такое допускали руководители предприятия? Их банально подкупали или запугивали. Самых честных и несговорчивых жестоко избивали или убивали прямо по пути на работу.

К середине девяностых криминальный бизнес на АвтоВАЗе разросся настолько, что тольяттинские ОПГ создали свои дилерские фирмы. Многие бандиты легализовали свои капиталы, превратившись в респектабельных бизнесменов.

Криминальные войны за АвтоВАЗ

Естественно, такой лакомый кусок стал местом притяжения всех группировок региона. Тольятти регулярно охватывали целые криминальные войны, унесшие жизни сотен людей. Их след прослеживался в городе аж до 2009 года.

Операция "Циклон"

Вы спросите, как при таком хаосе завод продолжал работать? Несмотря на криминал, руководство предпринимало попытки борьбы. Дополнительная охрана, заявления в милицию и прокуратуру — все это было предпринято в 1995 году. Даже омоновцы из Самары были приглашены для обеспечения безопасности.

Но в условиях, когда людям месяцами не платили зарплаты, и правоохранительная система работала с трудом, преступники с легкостью обходили все барьеры. В 1997 году бандиты перешли из цехов в офисы, пытаясь диктовать условия администрации.

Вырезка из газеты
Вырезка из газеты

Тогда руководство АвтоВАЗа, видя бездействие местной милиции, обратилось к Правительству страны с просьбой защитить завод от криминального беспредела.

1 октября 1997 года из Москвы в Тольятти прибыла смешанная следственная группа МВД и налоговой службы в сопровождении бойцов московского СОБРа и бронетехники. На ВАЗе была проведена масштабная операция "Циклон", которую лично курировал министр внутренних дел страны А. Куликова.

Последствия операции "Циклон"

По итогам операции на АвтоВАЗе было возбуждено около 200 уголовных дел. Преступность в городе Тольятти снизилась на 2,4%, а отчисления завода в бюджет увеличились. Если в 1997 году они составили 3,08 млрд рублей, то только в первом полугодии 1998 года — 3,2 млрд.

Заключение

Сегодня, глядя на автоматизированные конвейеры в цехах АвтоВАЗа, сложно представить, что всего 30 лет назад там творился такой беспредел. Но это была реальность, которая навсегда оставила свой след в истории предприятия и города.