Справочные сведения о путешествии
Проводящая организация: Клуб туристов «Своя дорога», www.sd55.ru
Вид туризма: автомобильный
Категория сложности: 2
Протяженность: 908 км.
Продолжительность: 6 дней
Сроки проведения: с 03 января 2011 года по 08 января 2011 года
Маршрутная книжка: №32-А-20
Район: Западная Сибирь.
Омская область: Омский, Саргатский, Большереченский, Тарский районы,
Подробная нитка маршрута: г.Омск – г.Тара – с.Атирка – с.Князевка – р. Туй – оз. Черталы – р.Туй – с. Князевка – с.Атирка – г.Тара – г.Омск
Краткая характеристика района
Основная часть туристического маршрута пролегала по Тарскому району Омской области.
Город Тара, районный центр нынешнего Тарского района, основан князем Андреем Елецким в 1594 году для обеспечения безопасности селений от набегов хана Кучума. Вместе с местными татарами город заселяли служилые люди, прибывшие из Казани, Перми и сибирских городов. Тара была воеводским и уездным центром, вокруг которого росли новые поселения крестьян, казаков и ссыльных переселенцев.
Общая характеристика (Краткая информация)
Расстояние до областного центра - 302 км Административно-территориальное деление: сельские округа - 21 (Атирский, Больше-Туралинский, Васисский, Вставский, Егоровский, Екатерининский, Ермаковский, Имшегальский, Заливинский, Литковский, Ложниковский, Мартюшевский, Междуреченский, Нагорно-Ивановский, Орловский, Пологрудовский, Самсоновский, Соускановский, Усть-Тарский, Чекрушанский, Черняевский)
*Дата основания 17 июня 1929 г.
*Численность населения (по последним данным) Численность населения на 01.01.2009 г. - 47,6 тыс. человек Плотность населения - 3 человек на кв. км
*Площадь территории 15,6 тыс. кв. км
Состав группы
1. Буцик Дмитрий Васильевич 01.10.1974 Руководитель группы, Казначей, Водитель Сузуки Гранд Витара;
2. Киселев Сергей Владимирович 24.01.1974 Водитель УАЗ «База»;
3. Садвакасов Бахыт Жумажанович 12.10.1980 Топограф, Штурман УАЗа «База», Завхоз по водке, Ответственный за отопление палатки, Охотник;
4. Галабурда Евгений Вячеславович 07.05.1974 Завхоз по питанию, Охотник;
5. Дудников Роман Сергеевич 28.11.1982 Фотограф, Завхоз по рыбной ловле;
6. Полева Марина Сергеевна 07.12.1986 Фотограф, Редактор;
7. Лезин Валерий Юрьевич 26.07.1955 Помощник Завхоза по рыбной ловле, Дровосек;
8. Меньшиков Вячеслав Леонидович 16.10.1978 Штурман СГВ, Охотник;
9. Ветров Алексей Федорович 01.01.1964 Завхоз по охоте, Охотник;
10. Алексеев Сергей Вячеславович 15.07.1973 Штурман Ниссан Мистраль, Дровосек, Охотник;
11. Головков Федор Владимирович 11.08.1985 Дровосек;
12. Сазонов Максим Андреевич 15.03.1981 Водитель ТЛК, Главный дровосек;
13. Верхотуров Игорь Леонидович 15.02.1971 Водитель Ниссан Мистраль, Главный топограф, Ответственный за освещение палатки, Дровосек;
14. Ветров Илья Алексеевич 01.02.1991 Дровосек, Охотник;
15. Иванова Маргарита Сергеевна 04.01.1981 Фотограф, Редактор;
16. Загоруйко Денис Алексеевич 28.07.1981 Водитель УАЗа. Командир 2-го отделения (палатки), Охотник;
17 Максимова Инна Викторовна 13.04.1977 Штурман УАЗА. Фотограф.
Список техники и оборудования
А/м № 1. Сузуки Гранд Витара, 1 лебедка, резина 30” - 1
А/м № 2. УАЗ 452, резина 31” - 1
А/м №3. TLC 80,2 лебедки, резина 35” - 1
А/м №4. УАЗ 31512, резина 32” - 1
А/м №5. Ниссан Мистраль, резина 31” - 1
CB радиостанция - 3
Бензопила - 3
Буксировочная стропа - 6
Сэнд-траки - 2
Внедорожный домкрат Hi-jack - 3
Переносные р/станции диапазона PMR/LPD - 4
Эл.Лебедки - 4
Палатка утепленная - 2
GPS – навигатор - 3
Подготовка к выезду
Недалеко от деревни Ингалы Уаз-2 показал свой нрав и резко отказался ехать дальше. Починка на дороге при минус 35 ,под фонарями ближайшей заправки – довольно грустное занятие. И холодно.
Сначала Сузуки тащил на тросу УАЗ-2. Когда догнали основную группу – в УАЗ-2 пересел из Буханки Штурман с газовой пьезогорелкой. УАЗ-2 сел на трос к Афиногену (Тойота Ленд Крузер).
Так Афиноген и дотащил УАЗ-2 последние километров 40 до Большеречья, где впереди идущая группа на Мистрале уже подготовила плацдарм для ремонта.
За компанию закапризничал Афиноген . На снимке ниже Стакан71 (Игорь) делает вид, что разбирается в Афиногенах.
Принятое решение – оставить УАЗ -2 на ремонте в Большеречье, уходим на Тару. В зависимости от сложности и времени ремонта – решили действовать далее по обстановке.
Но болезнь уже прогрессирует: первый УАЗ – БАЗА также начал усиленно капризничать. Позже выяснилось, что сальник задубел от мороза и лопнул. Теряли масло из двигателя.
Дошли до г. Тары.
Остановились у родственников и заодно загнали уазик в бокс на замену прокладки картера. Пока УАЗ-БАЗА восстанавливал прокладку, - остальные участники экспедиции восстанавливали силы, воспользовавшись минутной остановкой.
Возможно и надо было бы остаться ночевать в доме, учитывая, что и места достаточно. Но было принято решение (ну приехали ж не отдыхать – зачем время терять?) пробиваться на озеро Черталы именно сегодня.
Дорога на Князевку.
Небольшая остановка на развалинах деревни
И двигаемся дальше
У развалин авиакассы у Быстрого. Была ведь жизнь недавно здесь
Пересекли Туй и подобрались к свертку на Черталы. Оставили там яркий пакет на дереве, - маячок для наших отставших друзей на УАЗе-2.
Афиноген и Мистраль сразу спустили давление в колесах для движения по целине. Сузуки остался на штатном давлении. Капитан побоялся за клиренс и за сношенную зимнюю резину, о чем позже и пожалел.
Началось!
Пробивал дорогу Афиноген. За ним шел Мистраль: если его засадить, то Мистраль спасет задняя лебедка Афиногена.
Следом за Мистралем следовал УАЗ –БАЗА, которую прикрывал Сузуки с лебедкой.
За первыми поворотами встретили в тайге брошенную чудо-технику:
Запечатлев на память сей трехколесный транспорт – обратили взор на УАЗ, а там – бойницы…
Всем приходилось падать с колеи, разматывать лебедки… А народ уже устал… появляются ошибки штурманов, водителей. У Сузуки разбортовалось заднее колесо, но до лагеря оставалось немного. Решили доковылять так.
Обстановка накаляется. Кто-то уже пытается уснуть в УАЗе…
Но не отчаиваемся – двигаемся только вперед.
Встретилось засадное место – болота, где много снега, и под снегом незамерший ручей, здесь умудрились побуксовать все.
УАЗ-БАЗУ – пришлось вытаскивать через блок. Блок недоглядели и успешно сломали. Всех вытащили. Впереди идущие экипажи стали подыскивать место стоянки, чувствовалось напряжение и усталось двух суток без сна. Предполагалая, что впереди будут сложные преграды, которые команда уже не в силах преодолевать, – принято решение встать лагерем у дороги (как оказалось утром – метрах в 600 от стоянки у озера Хрящево). Лагерь ставили в течение часа (долго монтировали зимнюю палатку, нары для сна, разогревали печку). Перед сложной установкой теплой палатки варили в небольшой зимней палатке пельмени на газовой горелке. Долго разогревали, но газ (несмотря на то, что он зимний) замерзал (на улице -37 и холодало). Как оказалось, газовый баллон пропускал какую-то несгоравшую фракцию. После непродолжительного нахождения рядом с горелкой кружилась голова, проявлялись симптомы отравления газом...
Наконец палатка поставлена, прогрета, горячий чайник, шкворчит еда.
Все уставшие. Запоздалый ужин...
Гитара, песни...
Печка, которая спасала нас от холодной смерти
Даже водка замерзала… Градусниками мы не отследили, но по прогнозу погоды в этих местах температура опускалась до – 47.
Водка замерзла до состояния геля. Приходилось вытряхивать её из бутылок… и, если не это не получалось, приходилось отогревать в теплой воде. Военная смекалка.
Добровольцы с санками ходили до озера за водой, а мы тем временем готовили еду на талом снеге (лагерем встали далеко от воды)
Днем следующего дня (04 января) была выдвинута разведгруппа в сторону озера Черталы. Требовалось расставить ГПС-точки, отметить расстояния.
Группа дошла до озера Черталы и поселилась в домике на озере
Во время разведки озера Серега провалился в приозерный ручей. Несмотря на отрицательные температуры ночами, – ручей не замерз.
Вечером того же дня к нам присоединилась команда отставшего УАЗа-2 (Денис и Инна).
У них свой дом-палатка
А вот группа дровосеков в основном лагере. Люди с тонкой душевной организацией.
Утром 5 января Афиноген (Максим и Рита) и Мистраль (Игорь-Стакан) ушли на озеро Черталы.
Основной лагерь жил по обычному распорядку. Меняли колесо на запаску (долго отогревали секретки, а потом сняли целиком калитку и отогрели у печи), ремонтировали раненное.
Утром 6 января группа из 4-х человек вышла из основного лагеря к озеру
Здесь озеро Хрящево (вид со стороны стоянки). Вдали видна зимняя рыбацкая палатка (это самый близкий выход от озера к нашему лагерю), там рыбачат наши рыбаки и набирают воду для лагеря.
Зимовая стоянка на озере Хрящево
Дорога между озерами Хрящево и Черталы. Смешанный лес, но преобладают кедры.
Встреча с экипажем Афиногена и Мистраля в избушке
Зимовье на озере Черталы
И лодка есть
Сузуки также без приключений пришел на озеро
Ночевать на озере на Рождество с ребятами Афиногена и Мистраля решается также команда УАЗа-2 - Инна с Денисом
Утро 8 января. Сбор лагеря. Ждем озерных туристов и выдвигаемся в обратный путь
Фото в поселке Туй (сейчас многие знают это место)
А это место нашей летней стоянки, я рассказывал в прошлых публикациях
Где-то там недалеко деревня Князевка. Бывшая деревня...
Вот она
8 января. Здесь пути экипажей расходятся, экипажи разъезжаются по домам своими дорогами. Рождественская сказка подошла к концу.
Итоги, рекомендации
Цели и задачи экспедиции достигнуты.
Разведка занесла данные с точек на GPS, рыбы не поймали – но как бы и не хотели толком ловить.
Дорога до поселка Туй и до свертка на озеро Черталы с зимника достаточно проходима. При должном умении и желании до свертка можно добраться на обычном легковом автомобиле.
Участок от свертка с зимника до озера проходим только для подготовленных внедорожников, при сваливании с колеи потребуется лебедка, при затяжном снегопаде – обратная дорога может стать сложным препятствием.
Если добираться до озера небольшой группой (5-6 человек), то нет необходимости в палатке. Зимовье на озере вполне может всех разместить.
Если ехать большим количеством туристов, то можно воспользоваться и зимовьем на озере Хрящево. Там большие полати, человек 8 смело могут жить.
На исправной технике добраться до поселка Туй реально зимой часов за 6-7.
Топить снег зимой – не самое лучшее занятие. Рекомендуем пробиваться до конца, - до озер Хрящево или Черталы.
Группа из 17-ти человек – большая группа. Зимой следует двигаться группой не более 10 человек. Или более внимательно подходить к организации и обустройству быта.
На этом всё. До будущих побед.
Сайт команды "Своя Дорога". Омск
Некоторые публикации канала
"Своя Дорога", Омск. Индивидуальный заезд. Москва Октябрь '19
"Своя Дорога". Омск. Полеты во сне и наяву. Короткий очерк. День авиации 2011
"Своя Дорога". Омск. Внедорожная Масленица 2022
"Своя Дорога". Омск. Если некому березу заломати...
"Своя Дорога". Омск. Донная удочка. Чемпионат г.Омска 2022
"Своя Дорога". Омск. Новопокровский причал
"Своя Дорога". Омск. Это увлекательный был аттракцион...