Найти тему

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА?

Челси Боунстелл. Изображение взято из открытых источников
Челси Боунстелл. Изображение взято из открытых источников

В сети не утихают споры о том, что такое НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА, насколько она научна и можно ли к ней относить книги, которые повествуют, например, о высокоразвитой жизни на Венере? Лично я считаю эти споры бессмысленными и не собираюсь с пеной у рта доказывать, что не следует путать художественную литературу с учебником, допустим, физики. Автор учебника обязан рассказывать о существующих научных представлениях, а вот автор романа, даже если на нем стоит гриф "НФ" - нет! Вместо этого, я хочу показать, откуда растут философские и литературные корни этого вида беллетристики, а уж читатель сможет сделать выводы самостоятельно.

Гюстав Доре. Видение Иезекииля. Изображение взято из открытых источников
Гюстав Доре. Видение Иезекииля. Изображение взято из открытых источников

Европейская культура, включая, разумеется, и русскую, возникла, выражаясь метафорически, между Афинами и Иерусалимом - то есть, стала результатом слияния двух мировоззрений - античного и библейского. В процессе своей эволюции она испытывала и другие влияния, но стержневым стало именно это. Для интересующей нас темы имеют значение два аспекта этого феномена - античная философия дала представление о том, что Вселенная, Человек и даже Боги - существуют благодаря неким незыблемым законам, а Библия - о том, что в конце времен наступит Царство Божие на Земле, то есть человечеством будет править непосредственно Христос.

Обри Бердслей. Иллюстрация к роману Лукиана Самосатского "Правдивая история". Изображение взято из открытых источников
Обри Бердслей. Иллюстрация к роману Лукиана Самосатского "Правдивая история". Изображение взято из открытых источников

И хотя прото-НФ возникла несколько раньше, чем христианство распространилось по Европе, достаточно вспомнить романы Лукиана Самосатского "Правдивая история" и "Икароменипп, или Заоблачный полет", написанные в I веке нашей эры, тем не менее эсхатологические настроения, ставшие неотъемлемой частью мышления современного человека, стали распространяться вместе с христианским вероучением именно две тысячи лет назад. Справедливости ради следует заметить, что вера в финальную схватку добра и зла, которая сокрушит существующий миропорядок, присуща не только христианам, но на европейскую культуру долгое время воздействовала в основном она.

Константин Горбатов. Град Китеж. Изображение взято из открытых источников
Константин Горбатов. Град Китеж. Изображение взято из открытых источников

Представления о Средневековье, как о Темных временах, возникло благодаря французским просветителям XVIII века, которые противопоставляли религию науке. На самом деле Средние века были полны поисков истины и лучшей жизни. В сознании не только людей образованных, но и простонародья вполне уживались страх перед концом света, вера в Тысячелетнее Царство Христово и надежда обрести Рай здесь на земле и уже при своей жизни. Не только устные предания, но и книги, например, многочисленные апокрифы рассказывали читателям истории о том, что герои древности, такие как Александр Македонский, христианские святые, а то и современники видели Врата, ведущие в земной Рай. А некий Агапий был даже допущен внутрь и собственными очами зрил чудесный сад, озаренный сиянием в семь раз ярче солнечного. Как только не ослеп, бедолага?

Царство пресвитера Иоанна. Изображение взято из открытых источников
Царство пресвитера Иоанна. Изображение взято из открытых источников

Сказание о граде Китеже, сокрытом в озере Светлояр от татарского войска, легенды об Индийском царстве пресвитера Иоанна будоражили воображение наших средневековых предков точно также, как впоследствии "Утопия" Томаса Мора и "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы, ибо это были не просто истории о необыкновенных краях, а обещание справедливости и счастья для всех, без имущественного и сословного разделения. Русские старообрядцы, не принявшие реформ патриарха Никона, не просто бежали с насиженных мест, но отправлялись на поиски чудесного Беловодья, которое, как ни удивительно, ассоциировалось с конкретными географическими локациями, такими как Анапа и Даурия. Все эти мечты не могли не влиять на мышление последующих поколений. Средние века сменились Новым временем. Великие географические открытия, а также достижения науки и техники, все чаще вдохновляли писателей.

Иллюстрация к книге Томмазо Кампанеллы "Город Солнца". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к книге Томмазо Кампанеллы "Город Солнца". Изображение взято из открытых источников

Наивная вера в то, что кто-то, где-то построит за тебя и для тебя идеальное общество сменилась желанием спроектировать это общество самостоятельно. Чем и занялись авторы-утописты XVI-XVII веков, такие, как упомянутые выше, британец Томас Мор, итальянец Томмазо Кампанелла и другие, менее популярные авторы. В России того, да и более раннего времени тоже были свои утописты. Правда, в отличие от европейских авторов, Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Максим Грек и Ермолай-Еразм свои сочинения не предназначали широкой публике, они ориентировались на священнослужителей и власть предержащих. Для народного употребления существовали такие сочинения, как повесть XV века ’’Повесть о мутьянском воеводе Дракуле”, где в полуутопических тонах изображался правитель жестокий, но справедливый, пекущийся о своих подданных. Неудивительно, что сие сочинение имело успех в царствование Ивана Грозного.

Один из портретов воеводы Дракулы, правителя утопического царства. Изображение взято из открытых источников
Один из портретов воеводы Дракулы, правителя утопического царства. Изображение взято из открытых источников

Итак, к началу XVII, а тем более - XVIII веков успели сложиться главные условия, которые в итоге помогли родиться научной фантастике. Во-первых, представления о том, что в конце времен человечество ожидают тяжкие испытания, которые, тем не менее, приведут к торжеству истины и справедливости, уже стали архетипичными, то есть встроились в подсознание. Во-вторых, успели сформироваться представления о том, что и сам человек, без вмешательства высших сил, способен создать Царство Божие на земле. Да эти концепции противоречили друг другу, но ведь противоречия и есть источник развития. Укреплению веры человека в свои возможности способствовали научные открытия и появление все более совершенных механизмов. Однако для того, чтобы возникла НФ, в массовом сознании вышеупомянутые противоречия должны были соединиться. Вера в неоспоримую благость науки была подорвана еще Мэри Шелли в ее романе "Франкенштейн, или Современный Прометей", опубликованном в 1818 году.

Берни Райтсон. Иллюстрация на обложке романа Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей". Изображение взято из открытых источников
Берни Райтсон. Иллюстрация на обложке романа Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей". Изображение взято из открытых источников

Даже Жюль Верн, отец-основатель, сразу нескольких поджанров НФ, видевший в прогрессе несомненное благо, в некоторых своих сочинениях, таких как роман 1895 года "Плавучий остров", показал, что великолепные научно-технические достижения, оказавшись не в тех руках, могут принести вред. Что уж говорить о творчестве его младшего современника Герберта Уэллса! В его произведениях все составляющие высококлассной научной фантастики - утопия, антиутопия, эсхатология и научно-технический прогресс - наконец-то, соединились. Можно сказать, что боевые треножники марсиан, из романа Герберта Уэллса "Война миров" (1897), растоптали и выжгли веру человека в свое беспредельное могущество над природой и судьбой. Таким образом, английский прозаик, социалист и философ завершил процесс формирования научно-фантастической литературы. И с тех пор, оная не претерпела сколь-нибудь существенных изменений.

Николай Дормидонтов. Иллюстрация к роману Герберта Уэллса "Борьба миров". Изображение взято из открытых источников
Николай Дормидонтов. Иллюстрация к роману Герберта Уэллса "Борьба миров". Изображение взято из открытых источников

И все-таки трудно удержаться от выводов. Сводить НФ к популяризации известных на данный момент научных представлений считалось дурным тоном еще в середине прошлого века. Как видно из краткого экскурса, совершенного выше к ее истокам, с самого начала этот вид литературы базировался отнюдь не на прочном фундаменте формул и правильно интерпретированных наблюдений. Как и в основе всякого искусства, в основе НФ лежат человеческие мечты, мистические откровения и жажда лучшей жизни, то есть, явления, скорее, иррациональные. И неужели сторонники исключительно "твердой" НФ верят, что писатели вдохновляются, листая монографии ученых и логарифмические таблицы?

Наука
7 млн интересуются