Современные ученые и энтузиасты усердно работают над разгадкой тайн скифов, изучая артефакты, места захоронений кочевников и следы их взаимодействия с соседними цивилизациями. Хотя у них не было письменности, эти воины-кочевники оставили после себя немеркнущую славу хозяев степи. Их самобытная, воинственная культура продолжает очаровывать тех, кто стремится понять древнюю историю Евразии.
В одной из своих лекций известный российский историк Аскольд Иванчик обратил внимание на несколько, очень важных для понимания скифской культуры, аспектов. Речь пойдет о погребальном обряде, символах власти скифских царей и социальной структуре скифского общества.
Рассказывая об особенностях похоронного обряда, Аскольд Игоревич отметил, что традиция курганных захоронений была известна еще в предскифский период. Самые ранние степные курганы датируются 4 тысячелетием до н.э. Не прерывалась традиция и после исчезновения скифского этноса. Однако именно скифские курганы имеют целый ряд характерных особенностей.
Некоторые элементы этих археологических памятников наделены символическим смыслом, который становится понятен только в результате сопоставления археологических данных с письменными.
В своей «Истории» Геродот рассказывает, что после смерти царя скифы стремились насыпать над погребением курган, который бы соответствовал степени важности и влиятельности их властителя. Это сообщение античного автора подтверждается и современными археологическими данными – самые крупные степные курганы одновременно и самые богатые. Наиболее значительные из них достигали 15-25 метров в высоту и 100-120 метров в диаметре.
Таким образом, размер кургана символически отражал доминирование того или иного скифского царя над принадлежащей ему при жизни территорией.
Результаты недавних исследований выявили, что курганы не насыпались, а составлялись из специальным образом нарезанного дерна. Для этого, с довольно большой территории срезался верхний плодородный слой почвы (вместе с травой), из таких кирпичиков и складывался курган. Возможно, что здесь также скрыт некий символический смысл. Поскольку скифы, прежде всего кочевники, чьим главным богатством был скот и пастбища, то можно предположить, что царь уносил с собой в загробный мир не только предметы, которые его окружали, но и символическим образом всю принадлежащую его племени территорию.
Как известно, скифского царя не хоронили одного, в мир иной с ним отправляли жену, наложниц, слуг и иных людей, входивших в его ближайшее окружение.
Кроме того, с царем хоронили, по выражению Геродота – «начатки всего». То есть среди всех возможных предметов выбирались своего рода базовые формы. В этой связи, отдельное внимание исследователи уделяют обнаруженным в курганных захоронениях изделиям из золота.
По мнению Аскольда Иванчика, помимо материальной и художественной ценности эти предметы обладали существенным символическим значением, которое проясняется благодаря знакомству с иранской традицией. Здесь следует отдельно отметить, что многие аспекты скифской культуры (как известно скифы принадлежали к иранской ветви индоевропейцев) были близки культуре других иранских народов.
Так, согласно представлениям иранцев, легитимность царя зависела не от его принадлежность к царскому роду, а от обладания специальной харизмой царской власти, которая обозначалась словом «хварна» или «фарн». Эта субстанция имела небесное, солнечное происхождение, и только заполучив ее, царь становится поистине великим. С утратой «хварны», он терял и право на власть. Золото считалось одним из земных воплощений «хварны». Именно поэтому иранские, а за ними и скифские цари окружали себя огромным количеством предметов из золота. Но это не следует понимать как варварскую тягу к роскоши, скорее речь шла о том, чтобы таким образом как можно дольше удерживать царскую харизму. Это же объясняет и то количество золота, которое традиционно сопровождало властителя в его путешествии в загробный мир.
Помимо того, что скифский царь был обладателем особой харизмы, он воплощал собой еще и единство общества, всех его социальных слоев.
Для ряда древних народов было характерно разделение общества на три функциональных класса, наследственных касты – воины, жрецы и производители. В Индии эта структура сохранилась до сих пор. Царь считался главой всех трех классов общества, не смотря на то, что по рождению принадлежал к воинской аристократии. Эта структура общества символическим образом отражается и в погребении скифских правителей.
Так, в одном из самых известных курганных погребений Келермес (республика Адыгея) археологи обнаружили три группы коней. Для каждой из них был характерен свой вид украшений. У первой группы узда была украшена золотом, у второй серебром, у третьей декором из кости. Известно, что каждый из социальных слоев, кроме того, что имел свою цветовую символику, ассоциировался с определенным видом металла. Царским металлом было золото, жреческим – серебро, у касты производителей –простой металл или кость. По всей видимости, кони олицетворяли собой все три слоя скифского общества. А тот факт, что кони сопровождают царя в загробный мир, символически отражает то, что он забирает с собой в загробный мир все общество, продолжая оставаться царем и после смерти.
Все это передавало идею о могуществе и величии умершего царя и подчеркивало его привилегированное положение перед богами и подданными.