Ох уж эти мне бугры-эстеты и аристократы духа! Создадут что-нибудь этакое: красивое, не весёлое, но затейливое. А ещё припустят туда музыки моего любимого Малера. И Сильвану Мангано заставят ходить туда-сюда в эффектном наряде и почти без слов. Ещё и виды красивого города покажут, где мечтал побывать каждый вменяемый творец. Так поневоле затрепещешь и возропщешь одновременно.
Посмотрев в отрочестве этот фильм Висконти, мне сразу захотелось прочесть первоисточник - новеллу Томаса Манна и докопаться до сути. Проза именитого "нобеля" поразила своей медитативностью. Мне даже показалось, что я читаю не писателя 20 века, а философа древней Эллады. "...Ашенбах с болью почувствовал, что слово способно лишь воспеть чувственную красоту, но не воссоздать её."
Однако о книгах Манна поговорим как-нибудь в другой раз - нынче о кино.
Дирк Богарт, виденный прежде в других ролях, тут удивительно перевоплотился, создав образ рассеянного композитора Ашенбаха, рефлексирующего античным недугом. Про Сильвану Мангано уже сказал - одно её появление в кадре уже обязывает к просмотру. Тут она играет польскую матрону с целой вереницей детей. Её кудрявый сынок-сорванец Тадзио (Тадеуш) появляется в причудливых нарядах: то в русской косоворотке, расшитой золотом, то в костюме какого-то турецкого принца (за костюмы фильму даже особый приз дали).
Каждое его явление ввергает Ашенбаха в столбнячный катарсис и жизнь нелепого профессора становится другой...
Как бы иронично не трактовался этот фильм, музыка Густава Малера добавляет в него такого драматизма, что название "Смерть в Венеции" звучит и видится совсем иначе. Вот такие впечатления - хоть и сумбурные, зато от души.
Ещё про фильмы Висконти: