В этом году, согласно лунному календарю, Сагаалган (праздник Белого Месяца) начнётся с 10-го февраля, но ощущения говорят, что вот уже появились характерные оттенки снега, то самое освещение, которое приближает весну... незаметно, но если ты живёшь в местах, где зима царит полгода, а то и дольше... ты безошибочно научаешься чувствовать приближение весны в воде, в земле и в воздухе. Поверьте.
У монгольских народов праздник Цаган Сар (Сагаалган, - как говорят у нас в регионе) является символом обновления и человека, и природы, означает чистоту помыслов. Это время надежд и добрых ожиданий от Нового года:
Все мы знаем, кстати, что если расколупать сейчас набухающие почки тополя в городе, то обнаружишь сонный и клейкий листик, пахнущий маем... то есть начинается тайная работа природы, которая приготовляет приход весны! За городом деревья спят подольше, но что-то такое живое и гибкое появляется стволах, ветвях... это трудно заметить, но если быть внимательным, то силуэты деревьев иные, чем были в декабре, например:
«Белый месяц» изначально считался праздником молочных продуктов и отмечался раньше осенью (как и Новый год в России когда-то, кстати!). Это был праздник, когда заканчивалось приготовление впрок припасов на зиму. Это своееобразный король буддийских праздников с элементами древнего шаманизма (напомню, что есть жёлтая вера (шара шажин) - буддизм, а есть чёрная - шаманизм (хара шажин). В нашем крае гармонично слились обе веры. Хотя изначально, конечно, была лишь чёрная, а жёлтая вера пришла с ламами из Тибета во времена царствования Елизаветы Петровны, которая призвала лам в Россию, чтобы те распространяли своё победоносное учение.
Но вернёмся к Белому Месяцу: когда внук Чингисхана - великий хан Хубилай перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы, - монгольский Цаган Сар был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу. Марко Поло описывал этот необычный период так:
"Год у них начинается в феврале, великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как может. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам ещё, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год.В этот день, знайте ещё, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней. В этот же день выводят пять тысяч словно под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара. И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано!…А когда великий государь пересмотрит все дары, расставляются столы, и все садятся за них… А после обеда приходят фокусники и потешают двор, что вы уже прежде слышали; когда все это кончится, идут все к себе домой".
Со временем праздник совсем "переехал" в монгольские степи, но белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием и поныне. С распространением буддизма в этот праздник добавились новые ритуалы. Например - покаянный однодневный пост (соджонг), сопровождаемый церемонией сожжения «сора» — чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло, подносимое в жертву местным духам.
Для людей более посвящённых есть статьи, рассказывающие о пятнадцати великих чудес, сотворёнными Буддой Шакьямуни и его победами... но я так глубоко забираться не стану, а просто напомню о главном: отступают холода, уходит зимняя скудость во всём, начинается новый сезон для скотоводов. Многие подсчитывают убытки, принесенные зимой, и радуются приближению теплого времени года. Это уже про всех нас, мне кажется:
С приходом советской власти праздник Белого Месяца и вовсе сошёл на нет, но потом вернулся на праздничный небосвод после 91-ого года.
Сегодня первый день Сагаалгана в республике Бурятия и Забайкальском крае (и также территориях Анги и Усть-Орды) является выходным днём, между прочим:)
Говорят, что в первый день Белого месяца в каждый дом заходит божество Балдан-Лхамо, пересчитывает обитателей дома и приносит каждому счастье. Поэтому принято вставать очень рано, чтобы не проспать свою удачу на будущий год. После буддисты молятся, делают подношения и отправляются на торжественный хурал (молебен).
В дни Сагаалгана люди запускают Хий Морина («коня ветров») - и не одного, конечно. Это те самые флажки из ткани с изображением животных, которые вы точно видели на территории дацанов - они красиво развеваются на ветру. Хий Морин защищает дом от несчастий, болезней...
Самый волнующий вопрос? Что едят в это время? - В Белый месяц на праздничном столе должна быть молочная пища: сметана, творог, сыр, простокваша. Сейчас на новогоднем столе можно увидеть буузы, кровяную колбасу, бухлеор, хушууры и другие традиционные бурятские блюда. Алкогольные напитки в Белый месяц рекомендуется избегать...
Это месяц походов в гости (что ещё делать зимой-то?) – необходимо поздравлять родственников, друзей... Раньше люди жили в степи на большом расстоянии друг от друга, поэтому, чтобы объехать всех - нужно было много времени. Поэтому празднование и длится целый месяц (точно уж всех объедешь!):
По воде ещё никуда не добраться нынче, но пешком - хоть через широкие сибирские реки:
Покуда хватает взора - всюду снежное безмолвие, но все мы помним, что под толщей льда несутся синие и сильные воды, что вода точит и камень, а уж лёд и подавно... и в воздухе ощутимо запахло... если не весной, но февралём: