Найти тему

Башкирский кумыс английского розлива

В 1884 году в столице Великобритании состоялась международная выставка здравоохранения

Национальный колорит башкир очень заинтересовал англичан. Фото из архива Национального музея РБ
Национальный колорит башкир очень заинтересовал англичан. Фото из архива Национального музея РБ

Демонстрация достижений других стран носила в основном этнографический характер. На этой выставке большой интерес вызывала делегация из далекой России. Многочисленные посетители с удивлением лицезрели мини-ферму, на которой готовили и предлагали кумыс, другие экзотические напитки и блюда.

О лечебных свойствах кумыса известно с незапамятных времен, но изготавливали хороший кумыс только там, где рос и служил кормом лошадям степной ковыль. В семидесятых годах прошлого века итальянцы, закупив башкирских лошадей, пробовали изготавливать кумыс, но его качество оставляло желать лучшего. В конце XIX века кумыс уже заслужил в мире репутацию надежного средства, способного если не лечить, то хотя бы замедлять развитие туберкулеза, называемого в народе чахоткой. Историк Булат Азнабаев отмечает, что в метрических книгах Уфы середины XIX века в качестве причины смерти в 80 процентах случаев указывалась чахотка.

К слову, идея привезти на выставку в Англию дойных кобылиц принадлежала шотландцу Джорджу Каррику, врачу по профессии. Известность к нему пришла еще до успешной реализации проекта кумысолечения в Оренбургской губернии.

Именно у Джорджа Каррика предпочитали лечиться Модест Мусоргский, Федор Достоевский и Иван Тургенев.

Примечательно, что из европейцев именно шотландцы и англичане были первыми, кто еще в середине XVIII века обратил внимание на лечебное действие кумыса. Шотландский врач Джон Грива утверждал, что кумыс может быть полезен при различных заболеваниях, сопровождающихся упадком сил. В конце 1870-х — начале 1880-х годов Каррик организовал недалеко от Оренбурга кумысолечебницу, которая первоначально размещалась в юртах. Однако перед тем как инвестировать свои средства в лечебницу, Каррик решил воспользоваться предстоящей выставкой здоровья в Лондоне для пропаганды кумысолечения в Европе. Все затраты на создание экспозиции он взял на себя.

А издержки на перевозку всего необходимого для выставки оказались очень значительными. Только для транспортировки своей экспозиции в Петербург ему пришлось арендовать шесть вагонов. Основное место занимал скот.

О путешествии в Англию Каррик подробно написал в журнале «Исторический вестник» (1896 г.). Он отмечает: «Выбрал из своего табуна 11 лучших киргизских (казахских) и башкирских кобылиц с жеребятами, купил у князя Михаила Долгорукова четырех на выбор с приплодом от чистокровных туркменских производителей; прикинул двух типичных жеребцов, одного мерина».

Некоторые затруднения у Каррика возникли с приобретением юрт. Как оказалось, спрос на них значительно превышал предложение. В конечном счете пришлось организовать собственное производство, нанять казахов и получить через две недели три новые юрты. Каррик непременно хотел изготавливать кумыс в больших кожаных сосудах, сделанных из цельной шкуры лошади, — саба. Однако башкиры к концу XIX века готовили кумыс «в чистых, высоких кадочках», и сабу пришлось искать у казахов.

Он решил представить в Лондоне три народа, имеющих, по его мнению, отношение к кочевому хозяйству: казахов, башкир и татар. Найти желающих было нелегко, ведь предстояло отправиться примерно на полгода в неизвестную страну. Ему с трудом удалось нанять «одного охотника, весьма симпатичного башкира с миловидной женой», старика-татарина и молодого казаха с женой и трехлетней дочкой. Доктор позаботился не только о снабжении своих подопечных продовольствием, но и предпринял немалые усилия для изготовления национальных костюмов, приобретения восточных ковров, одеял, подушек и сундуков.

В Кронштадте людей, скот и багаж погрузили на корабль и отправили в английский порт Гулль. В Лондоне кочевников из России уже ждали. Выставка была устроена в Южном Кенсингтоне, неподалеку от знаменитого Альберт-холла.

Экспозиции Каррика отвели обширное пространство и устроили стойла без крыши для пятнадцати кобылиц и мерина. Каррик пишет: «Юрты скоро были поставлены, и с покрытым кошмою полом, разноцветными подушками, бухарскими одеялами, блестевшими жестью сундуками имели очень уютный вид».

Кобылиц доили на глазах у публики пять раз в день. Так же готовили кумыс и сбивали масло. Если с питьем у людей Каррика все обстояло благополучно, то с питанием возникли определенные трудности. Российские мусульмане отказывались от мяса животного, зарезанного не по магометанскому обряду, а потому пришлось ограничить их пищу курами и рыбой.

Необычная выставка вызвала огромный интерес со стороны жителей Лондона. Им было в новинку все: юрты, люди из российской глубинки, их традиции, кумыс. Экспозиция Каррика вызвала благоприятные отзывы в местной прессе. Репортеры и интервьюеры являлись вначале чуть ли не каждый день. Многие художники, в особенности же ученицы из Кенсингтонской школы искусств, приходили писать и лепить кочевников, лошадей, жеребят, собак.

Каррик отмечает: «Две пожилые барышни желали написать красками портреты кочевников в их народных костюмах, но я им заметил, что, так как это противно ученью Магомета, то едва ли последует согласие. Недовольные художницы возразили, что я могу приказать и что они им за это заплатят. Я ответил, что если б даже и имел право, то не стал бы советовать людям нарушать их религиозные убеждения, но заметил, что чего нельзя сделать приказом, можно иногда добиться по-другому, и действительно, подаренный каждому из кочевников шелковый платок превратил упрямых фанатиков в послушных натурщиков и натурщиц».

В выходные дни кучер-англичанин возил гостей из России по городу, они посещали исторические места, ботанический сад, зоопарк. Башкиры и казахи жили очень мирно между собою. Вот что пишет Каррик: «Наши две кочевницы были столь миролюбивые создания, что в продолжение пятимесячного сожительства ухитрились ни разу не поссориться между собою».

Следует отметить, что устроители запретили всем, кроме российских кочевников, жить в пределах выставки. Как отмечает автор: «Правда, так дозволено было жить китайцам, но их запирали на ночь в занимаемом ими помещении и выпускали только утром. Эта мера была применена ввиду того, что выставленные предметы в витринах иногда перекочевывали в поместительные карманы сынов Небесной империи ночью. Я очень гордился тем, что это правило не применялось к моим приятелям кочевникам, и выставочное начальство, безусловно, верило в их честность».

Вообще, у казахов и башкир сложились очень хорошие отношения с местным населением. Башкир подружился с солдатом конной гвардии, у которого побывал в казарме, где его на славу угощали. Его главным образом поражал не столько рост лошадей-гигантов в сравнении с выносливыми конями его родных степей, а рост солдат.

Каррик явно не рассчитывал, что российские кочевники быстро адаптируются к западной культуре. Он с удивлением отмечает, что «за время работы выставки казашка и башкирка научились довольно сносно говорить по-английски. Это позволило им самостоятельно ходить по магазинам, где они торговались не хуже, чем на Меновом дворе в Оренбурге, и накупили порядочное количество разной дряни».

По окончании выставки Каррик распродал всю экспозицию, включая русскую избу, юрты и лошадей. Между покупателями была дочь королевы Виктории принцесса Беатриса. Она купила лучшую дойную кобылицу с жеребенком. Каррик отметил, что когда уводили кобылицу с жеребенком, женщины, их доившие, плакали.

Каррик очень тепло простился с кочевниками: «Прощание наше было трогательно и сердечно, не с пролитием слез, но и не с сухими глазами. Они благодарили за оказанные им ласки, сказали, что едут назад богатыми, крепко сжали протянутую им руку, поднесли к губам и поцеловали. До Оренбурга они доехали благополучно. Их там встретили земляки-кочевники парадно, увезли на тройках и всю зиму приглашали киргиза из аула в аул, а башкира из деревни в деревню, дабы узнать из достоверных уст, какие существуют далекие страны, хороший ли в них махай едят и хороший ли чай и кумыс пьют».

Впоследствии Каррик продолжал поддерживать хорошие отношения со своими товарищами по лондонской выставке: «Если кто из читателей интересуется дальнейшей судьбой кочевников, то могу сообщить ему следующее: башкир служит у меня до сих пор, приготовляя кумыс в кумысолечебном заведении; киргиз кочует в 20 верстах от Оренбурга, разбогател, торгует и пасет огромные стада одного оренбургского купца. Дочь его уже невеста. Мы всегда с ним встречаемся как старые друзья. Он и башкир всегда выражают готовность ехать со мной на выставку куда бы то ни было».

Таким образом, усилиями Джорджа Каррика и его команды удалось достойно представить Россию на международной выставке 1884 года, где изготовленный ими кумыс был удостоен золотой медали.

Автор: Клара АСФАНДИЯРОВА, кандидат исторических наук