В первые две рабочие недели января в службу судебных приставов поступило уже 40 обращений от югорчан.
Жители автономного округа жалуются на коллекторов, которые одолевают их бесконечными телефонными звонками, текстовыми сообщениями, кроме того, оказывают на них психологическое давление и допускают иные нарушения действующего законодательства. Рассказываем, как могут помочь судебные приставы людям, оказавшимся в такой ситуации.
В рамках закона
Помогает нам разобраться в этом вопросе начальник отдела ведения госреестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, Управления Федеральной службы судебных приставов по Югре Рашита Сайфулина.
Напомним, что сотрудники управления осуществляют контроль и надзор за деятельностью кредиторов и их представителей по возврату просроченной задолженности в досудебном порядке.
– Наверное все знают, кто такие коллекторы. Но следует отличать серых коллекторов от профессиональных, которые осуществляют деятельность в правовом поле, – говорит Рашита Сайфулина. – Они состоят в государственном реестре, который размещен на сайте ФССП в открытом доступе. Граждане могут его посмотреть. На 19 января в официальном госреестре в Югре состоят две коллекторские организации, которые находятся в Сургуте. А в 2023 году их было три. Начальник отдела отметила, что деятельность коллекторских организаций регламентирует федеральный закон 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» от 03.07.2016. Кроме того, действия по возврату просроченной задолженности могут осуществлять и сами кредитные организации, не передавая ее в коллекторские организации.
Есть ограничения
Согласно нормам действующего законодательства, коллекторы имеют право общаться лишь с должником. Какие-либо действия взыскателя по отношению к третьим лицам должника разрешены лишь при наличии письменного согласия на это должника и третьего лица. Причем согласие должно быть заключено не в день получения кредита, а когда у заемщика возникнет статус должника.
По установленным законом правилам банки, микрофинансовые организации и коллекторы имеют право общаться с должником с 8:00 до 22:00 в рабочие дни, а в выходные и праздничные дни – с 9:00 до 20:00.
– Непосредственное общение может осуществляться в ходе личных встреч, в ходе телефонных диалогов. Кроме того, можно направлять должнику письма по почте, электронной почте, а также сообщения по телефону. Например, звонить по телефону можно не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. А посылать сообщения разрешено два раза в сутки, четыре раза в неделю и 16 раз в месяц, – рассказывает наша собеседница. При непосредственном общении с должником коллектор обязан сообщить свою фамилию, имя, отчество, контактный телефон кредитора и коллекторской организации.
Как правильно себя вести
Нарушение установленных законодательством требований влечет ответственность за неправомерные методы взыскания.
– Если коллекторы стали предпринимать к вам незаконные действия, то следует обратиться с заявлением в окружную службу судебных приставов. Лучше это сделать через наш сайт. Кстати, в прошлом году службой принято к рассмотрению 723 обращения граждан, связанных с неправомерными действиями кредиторов. Сотрудники нашего отдела проводили расследования и проверки по этим заявлениям. В 78 случаях виновность кредиторов доказана, виновные привлечены к административной ответственности, – рассказывает Рашита Сайфулина. Судебные приставы настоятельно рекомендуют в обращении сообщать подробную информацию не только о себе, но и о кредитной организации.
– Желательно приложить или представить в последующем аудиозаписи телефонных разговоров c требованиями возврата просроченной задолженности, скрины СМС-сообщений с указанием номера телефона отправителя, копии писем, направленных в адрес заявителя от кредитора. Очень помогут в расследовании: детализация звонков, а также договор об оказании услуг связи на номер телефона, по которому осуществляется взаимодействие, и копия договора, по которому образовалась просроченная задолженность.
В ходе проведенного расследования
– В конце прошлого года к нам за помощью обратилась жительница Нижневартовска. Она указала номер, с которого поступали звонки, сообщения и фотографии в «Ватсапе» с предложением оказания интимных услуг в счет погашения долга, – приводит пример начальник отдела. – В ходе проведенного расследования мы установили, что шантажист действовал в интересах микрофинансовой организации, перед которой у заявительницы образовалась задолженность. Второй жительнице Нижневартовска пришлось обратиться в службу судебных приставов за защитой от профессионального коллекторского агентства.
– Были приняты меры, в результате которых агентство было оштрафовано на 100 тысяч рублей за нарушение прав и законных интересов членов семьи военнослужащего, призванного в зону СВО. Жена должника представила аудиозаписи телефонных звонков, во время которых на нее оказывалось психологическое давление. Микрокредитная компания «Фосфин» не поленилась в один день позвонить 14 раз на номер жительницы Ханты-Мансийска, а после вмешательства службы судебных приставов заплатила 25 тысяч рублей штрафа.
Совсем уж курьезный случай произошел с одним крупным банком России, у которого житель поселка Белый Яр Сургутского района взял в кредит небольшую сумму.
Житель пожаловался на сотрудников банка, которые недопустимо часто ему звонили и требовали вернуть долг. По итогам проверки этого обращения банк был оштрафован на 60 тысяч рублей.
– Однако принятые меры не стали «уроком» для кредитора. Уплатив штраф, сотрудники банка продолжили взаимодействовать с должником с превышением лимита, установленного законодателем, – рассказывает Рашита Сайфулина. – Всего в течение 2023 года этот банк за нарушение прав югорчанина уплатил административных штрафов на общую сумму 390 тысяч рублей. Эта сумма превысила сумму долга югорчанина.
К сведению
По вопросу правомерности действий кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, можно обратиться в службу судебных приставов Югры. Устную консультацию можно получить по телефонам: 8 (3467) 35-20-63, 35-20-13.
Читать в источнике
Не звони мне часто, не звони
1 февраля 20241 фев 2024
8
5 мин