Я сейчас перечитываю некоторые романы Достоевского и решила заодно почитать лекции Владимира Набокова о русской литературе.
Я заранее знала, что Набоков не очень лестно отзывается о творчестве Федора Михайловича и даже, честно признаюсь, планировала позлорадствовать при чтении, так как и сама имею много вопросов к Достоевскому. Так вот: позлорадствовать не получилось.
Я понимаю, что Набоков имеет полное право на свое собственное мнение касательно творчества других писателей, но есть несколько нюансов:
- Мнение должно оставаться мнением. А это — токсичное, злобное и отчасти завистливое излияние, которое даже не всегда имеет аргументированную базу.
- Набоков преподавал в университете. Не думаю, что преподаватель должен быть столь предвзятым.
- Слишком много надменности. Оскорбление творчества Федора Михайловича и читателей, которым нравится то, что писал автор, просто неприемлемо.
А так как и сам Набоков являлся писателем, то я смею предположить, что за этими словами кроется самая простая зависть.
Сейчас я, конечно, приведу примеры бесценного «мнения» Владимира Владимировича, чтобы вы поняли, почему я решила даже статью этому посвятить. Итак:
В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустошами литературных банальностей.
Вот разве это можно назвать безобидным мнением? Ну допустим, считает Набоков Достоевского не великим, а банальным, ну имеет право. Но самое интересное начинается дальше:
…просвещенный читатель не склонен обольщаться относительно благородных [девушек легкого поведения]. Однако трудность моя состоит в том, что не все читатели, к которым я сейчас обращаюсь, достаточно просвещенные люди. Я бы сказал, что добрая треть из них не отличает настоящую литературу от псевдолитературы, и им-то Достоевский, конечно, покажется интереснее и художественнее, чем всякая дребедень вроде американских исторических романов или вещицы с непритязательным названием «Отныне и вовек» и тому подобный вздор.
А вот здесь уже манипуляции из разряда: «Вы, конечно, можете со мной поспорить, но тогда вы просто не очень просвещенный читатель». Ну а что против этого сказать? Отличный ход, согласитесь? Я так понимаю, что самый просвещенный — это сам Набоков, и только его мнение является истиной.
На самом деле, у всех у нас в голове есть представление о настоящей и не настоящей литературе. И, я уверена, вы порой тоже оцениваете начитанность и ту самую просвещенность другого человека по книгам, которые он читает. Это нормально, все мы не без греха. Только вот если вы уверены, что ваше мнение — истина, которую нужно обязательно донести до других, то градус надменности стоит снизить, чтобы это не стало проблемой.
Конечно, не мог Набоков стороной обойти и набожность Достоевского. Меня, как неверующего и абсолютно не религиозного человека, это не напрягает, у всех свои зацикленности, все мы люди.
Безвкусица Достоевского, его бесконечное копание в душах людей с префрейдовскими комплексами, упоение трагедией растоптанного человеческого достоинства — всем этим восхищаться нелегко. Мне претит, как его герои «через грех приходят ко Христу», или, по выражению Бунина, эта манера Достоевского «совать Христа где надо и не надо»!
Ну и ещё Набоков не смог пройти мимо изменившего свои взгляды Достоевского после ссылки. Считаю, что это исключительно личный триггер Набокова-эмигранта, который всё же был в первую очередь западным писателем:
Страстная убежденность Достоевского в том, что физическое страдание и смирение исправляют человеческую природу, коренится в его личной трагедии: должно быть, он чувствовал, что живший в нем свободолюбец, бунтарь, индивидуалист, изрядно стушевался за годы, проведенные в Сибири, утратил природную непосредственность, но упорно считал, что вернулся оттуда «исправленным».
Знаете, мне больше показалось, что я прочитала заметки какой-то обиженки. Считаю, что в лекциях, которые ещё и читаются в вузе, не должно быть столько личной неприязни и столько «Я». Но почитать было всё равно любопытно. Как и любопытно посмотреть на творчество Достоевского под таким углом.
Мне надоело модерировать комментарии комментарии, поэтому они теперь закрыты.