Госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что отсутствие помощи Украине уже повлияло на ситуацию на поле боя: «США уже видят свидетельства того, как отсутствие военной помощи Украине влияет на ситуацию на поле боя: все достижения Киева в конфликте окажутся под угрозой без дальнейшего финансирования», – поэтому Блинкен призвал американский Конгресс одобрить запрос Байдена, предусматривающий выделение Киеву многомиллиардной помощи.
Насколько поставки западных вооружений действительно влияют на ситуацию на поле боя в зоне специальной военной операции на Украине, размышляет В.Н. Баранец, военный эксперт «Комсомольской правды», полковник в отставке, член Общественного совета при министерстве обороны. И делает вывод:
– Если бы США поставили Украине военной помощи больше, чем они уже поставили, то ситуация была бы более трудной для российской армии. Потому что точно неизвестно, какое еще оружие американцы могли поставить Украине. Вместо тридцати «Абрамсов» могли поставить сто тридцать, вместо ста восьмидесяти трех гаубиц М777 – триста восемьдесят гаубиц, и так далее. Могли много чего поставить, и тогда, конечно, у нас были бы дополнительные проблемы на поле боя. Это правда. Чем больше в зоне специальной военной операции западного оружия, тем труднее воевать российской армии.
Эксперт отметил, что в арсенале Соединенных Штатов есть много эффективного оружия, которое могло бы принести нам немало беды: мы должны были бы перестраивать свою стратегию и тактику.
– Не забывайте, что Украине сегодня помогают тридцать стран Североатлантического альянса и двадцать их союзников. Кто даст миллион патронов для автомата, а кто – дальнобойную ракету. Правда, у них не получилось затравить Россию стаей. Мы очень успешно «переварили» все их поставки оружия на Украину. К сожалению, допустив стратегический просчет.
И эксперт задаёт вопрос, который регулярно звучит с разных сторон и на который ни разу не прозвучал внятный ответ:
– Почему мы не уничтожаем западное оружие на «точке входа»? Этих точек на западной границе Украины тринадцать. Все они известны. Но мы почему-то позволяем западному оружию заползать на территорию Украины и убивать наших солдат и офицеров.
Сейчас оружие поставляется на Украину через три страны: это Польша, Словакия и Румыния. На их границах функционируют «переходняки» для вооружений – они доставляются железнодорожным транспортом, на трейлерах, и другими путями.
Однажды мы попытались пресечь это — ударили по Бескидскому железнодорожному тоннелю (находится на территории Львовской и Закарпатской областей и активно используется для поставок западного оружия на Украину) – ну и что, они через шесть дней там все отремонтировали. Мы пытались бить по тяговым подстанциям — их отремонтировали тоже. Мы вывели из строя двенадцать процентов железнодорожных путей Украины – о чем плакался украинский министр железнодорожного транспорта – но восстановили и их.
В связи с этим можно вспомнить широко известный эпизод Великой Отечественной войны:
Во время подготовки к летнему наступлению 1943 года, известному как операция «Цитадель», 2 июня 1943 года произошел самый крупный налёт гитлеровской авиации на железнодорожные объекты в дневное время за всю историю второй мировой войны. Он продолжался 22 часа. Было задействовано 910 немецких самолётов. 543 днём, 357 – ночью. В ходе этого налёта было разбито 12 паровозов, более 100 вагонов, практически все рабочие здания на курском железнодорожном узле, уничтожено 300 метров линейной связи. И, несмотря на это, через 11 часов железнодорожники курской узла смогли проложить путь, по которому стали принимать поезда. А через 35 часов станция Курск уже работала по приёму поездов с восточного направления, и это только руками рабочих (в основном работниц) и на энтузиазме людей, помогающих своей армии.
При современной технике становятся просто нерентабельны разрушения железнодорожных путей и оборудования – они быстро восстанавливаются. Значит, нужны массированные удары по самим «точкам входа»! Что, опасаемся задеть «сопредельные государства»? Вызвать их неудовольствие? Ждём могучих ответных ударов Сербии и Румынии? Опасаемся гнева Польши? Ведь совершенно понятно, что ни Германия, ни Британия не пошевелят ни единым пальцем своих солдат для «спасения» союзников по НАТО.
Эксперт продолжает:
– Эта проблема для нас сейчас чрезвычайно важна: готовясь к весеннему наступлению ВСУ, Запад обещает Украине все новые и новые вооружения. Это осложнит наши дальнейшие действия. Сейчас по совету американцев Вооруженные силы Украины перешли к стратегической обороне, почистили перышки, проводят новую мобилизацию и ждут новых вооружений вплоть до истребителей F-16, бомбардировщиков и так далее. А дальше уже не об F-16 говорят, а об истребителях пятого поколения F-35.
К этому мы тоже должны готовиться. На Западе объявлена новая программа массированной помощи Украине для подготовки контрнаступа-2. Вот в чем складывается сегодня стратегический смысл ситуации.
Есть ли у Соединенных Штатов оружие, которое они еще не поставили и которое способно повлиять на ситуацию?
— Ассортимент этого оружия велик. У Соединенных Штатов есть в запасе достаточно серьезные массивы вооружений. И зайти это может достаточно далеко. Ведь в случае с Украиной все начиналось с обычных снарядов, автоматов, снайперских винтовок, переносных зенитных ракетных комплексов, с «Джавелинов», а сейчас категория такого оружия все повышается и повышается, и не только со стороны Соединенных Штатов.
Украинцы уже открыто говорят о том, что неплохо бы им иметь тактическое оружие, более мощное, чем обычное... У Соединенных Штатов есть крылатые ракеты «Томагавк», есть гиперзвуковые ракеты, есть новейшие самолеты и системы противовоздушной обороны, неисчерпаемое количество артиллерийских систем и систем радиоэлектронной борьбы, стратегические ракеты в неядерном исполнении, управляемые бомбы и снаряды.
Наша армия может столкнуться с самыми современными видами оружия, с которыми придётся учиться бороться, и, как мы видим, всё чаще ракетами, артиллерийскими системами управляют западные «добровольцы».
Сейчас Украина находится в стадии подготовки к новому контрнаступу. А маскируется все это под стратегическую оборону. Им нужна передышка. Цель понятна: забить окопы и укрепрайоны новыми мобилизованными и новым оружием. Весь европейский военно-промышленный комплекс перенацеливается на помощь Украине.
Поэтому сейчас главное – перехватить инициативу и перекрыть пути доставки этого очень опасного оружия, то есть ударить по стратегическим поставкам.
Будем надеяться, что наше командование не поверит европейским газетным стонам о том, что «промышленность стран НАТО не справляется, не способна увеличить производство», и найдёт возможности и способы сократить, если не прервать поставки вооружения Киеву.
Иначе опять сложится ситуация, когда современным видам вооружения противника нам останется противопоставить не могучие удары нашей техники, не самые последние разработки боевых средств ведения боя, а мужество солдат и офицеров – конечно, это важно, но, может быть, лучше повторить не подвиг Пересвета, сердцем вражеское копьё остановившего, а мудрый героизм князя Владимира Храброго и воеводы Боброка, ударивших с дружиной там, где их не ждали?