Изобразительное искусство развивалось по всему земному шару на протяжении тысячелетий. Каждая эпоха и каждый народ внесли свой уникальный вклад в живопись, рисунок, гравюру… В XVII веке особенно яркий след оставила голландская живопись, в том числе сформировавшая жанр натюрморта и подарившая миру множество восхитительных картин, подобных «Цветочному натюрморту» Амброзиуса Босхарта.
Амброзиус Босхарт Старший (1573 – 1621) – фламандский рисовальщик и живописец, один из представителей Золотого века голландской живописи наряду с такими знаменитыми мастерами как Рембрандт, Ян Вермеер, Герард Терборх… Большую часть жизни работал в Мидделбурге – городе, расположенном на острове и славившемся своим стеклодувным делом. Стараниями Амброзиуса со временем это место превратилось также в ведущий центр цветочного натюрморта.
Амброзиус Босхарт был не только первым крупным мастером цветочного натюрморта, но и основателем целой династии художников этого жанра. После кончины живописца его дело продолжили зять, а также трое сыновей: Амброзиус Второй, Абрахам и Йоханнес.
Можно сказать, что именно Амброзиус Босхарт положил начало новому направлению натюрморта, начав изображать реалистичные букеты. В начале XVII века переживал расцвет не только цветочный рынок Голландии, но и ее живопись. Кроме великих мастеров, около 2000 художников («малые голландцы») неустанно писали натюрморты, пейзажи и картины бытового жанра. На волне страсти к цветам и интереса к ботанике, цветочные натюрморты Босхарта хорошо продавались, хоть он и не добился такого оглушительного успеха как Ян Брейгель «Райский» (сын Питера Брейгеля Старшего).
Как бы то ни было, в написании реалистичных цветочных натюрмортов Босхарт достиг высокого мастерства, подтверждением чему может служить чудесный «Цветочный натюрморт» 1614 года. Полотно изображает плетеную корзину с цветами, стоящую посреди светло-коричневого каменного постамента. Пышный букет радует глаз всеми оттенками белого, желтого, розового, лилового, голубого. Несколько бутонов, будто случайно упавших на стол, лежат рядом. На цветах и возле них сидят и ползают разнообразные насекомые: шмель, стрекоза, гусеница, мотылек, бабочка-адмирал. В левом нижнем углу, на ребре столешницы, художник оставил подпись – монограмму «AB», и дату создания картины – «1614».
Посмотрите, как много прекрасных цветов изобразил художник на относительно маленькой (31 x 39 см) медной пластине! Слева, возле корзины, лежит розовая гвоздика, по центру мы видим белую розу, а справа – желтый тюльпан с красными «тигриными» полосками. В самой корзине цветов еще больше: французская и персидская розы, голубая незабудка, белоснежный ландыш, красно-желтые анютины глазки, веточка розмарина, розово-коричневая анемона, оранжево-желтые бархатцы, темно-пурпурный цикламен, синий гиацинт, бело-розовый тюльпан, золотистая астра… Растения, в реальности не цветущие одновременно.
Изображение тщательно прорисовано, практически с научной точностью: шипастые стебли, бархатные листья, хрупкие бутоны с шелковистыми лепестками. Даже у насекомых искусно переданы все детали, от усиков и узора крыльев бабочки-адмирала до лапок и блестящего панциря стрекозы.
Приглядевшись, можно заметить, что лепестки цветов уже тронуты увяданием. Добавив сюда насекомых, чей век столь недолговечен, мы поймем, что Босхарт сознательно привносит в композицию «Цветочного натюрморта» аллегорический мотив бренности бытия, свойственный жанру ванитас. Своей, казалось бы, исключительно декоративной картиной, художник напоминает нам о скоротечности красоты, о том сколь кратка, а потому бесконечно прекрасна и бесценна жизнь.
|Справка| Полное название картины – «Цветочный натюрморт» / «Цветы в корзине на каменном постаменте» (Bloemstilleven / Bloemen in een mand op een stenen plint). Автор – Амброзиус Босхарт Старший (Ambrosius Bosschaert de Oude). Жанр – цветочный натюрморт, ванитас. Стиль – реализм. Дата создания – 1614 г. Материалы: масло, медь. Размеры: 31 x 39 см.
Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!