Найти тему
Максим.

Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. История знакомства и дружбы двух "китов" авторской песни

Прошедший концерт "Своя колея" натолкнул меня на очень интересную тему. Начать хочу с того, что в этом году Булату Окуджаве исполнилось бы 100 лет. Эта дата приходится на священный для всех нас день - 9 мая. Когда у меня будет рубрика, посвящённая Великой Отечественной войне, я конечно напишу материал о нём и в частности его военной лирике. Но так получилось, что и умер поэт в священный праздник Дня независимости, 12 июня 1997 года (днём России он тогда ещё не назывался).

Творчество Окуджавы многогранное. Его называли поэтом эпохи, голосом советской интеллигенции. Он простыми словами умел сказать о сложных вещах, правильно донести со сцены какие-то базовые истины. К Высоцкому Окуджава относился с теплотой, это было взаимно, хотя виделись два поэта редко. Они были очень разными. Во-первых, Булат Шалвович старше Высоцкого практически на целое поколение, между ними 14 лет. Окуджава воевал, в конце 1942 года под Моздоком был тяжело ранен, имеет много военных наград, гвардии красноармеец. Высоцкий же даже теоретически не мог оказаться на фронте, даже в качестве сына полка. Война для Высоцкого - это его совсем детские воспоминания. Многие из них он описал в песне "Баллада о детстве". "Ведь не всё то что сверху от Бога, и народ зажигалки тушил, и как малая фронту подмога, мой песок да дырявый кувшин".

-2

Во-вторых, оба поэта были различны в характерах и в мировоззрении. Булат Окуджава сам говорил, что Владимир более открытый, и при этом более эмоциональный, экпрессивный, ему нужно было обязательно выплёскивать всё то, что у него накопилось, при этом у него всегда было большое окружение, такое же талантливое, как и он сам. Он жил и работал в творческом социуме. Булат Шалвович же наоборот любил уединение, он был домоседом, он предавался очень сложному мыслительному процессу, хотя часто эти раздумья и находили выход в песнях. Окуджава творил более сдержанно: за короткий продуктивный период (два десятка лет) Высоцкий написал более шестисот песен, Окуджава за сорок лет - около 150. У Окуджавы была тихая ирония, у Высоцкого импульсивный сарказм, Окуджава рассказывал в песнях о людях и поступках, а Высоцкий в своих произведениях был и персонажем, и сценой, и автором, а порой и вообще неодушевлённым предметом, типа микрофона, который всё безжалостно усиливал и усиливал.

-3

По словам Булата Шалвовича, с Высоцким он познакомился в 1961 году в Ленинграде на своём концерте. К нему подошел молодой, чуть за двадцать от роду, невысокий, практически ещё никому не известный парень, который тогда только начинал сочинять свои песни, а вместо гитары аккомпанировал, отбивая ритм по столу. По сути парень только сказал, что в восторге от творчества Окуджавы и поблагодарил его за песни, сказав, что тоже сочиняет и поёт. Кстати, Высоцкий часто на своих концертах называл Окуджаву своим учителем или духовным наставником. Он не раз говорил, что на его стремление сочинять песни и исполнять их большое влияние оказал именно Булат Окуджава. А Булату Высоцкий посвятил "Песню о правде и лжи".

"Мы с Булатом работаем в одном жанре, и обычно в этом случае возникает какое-то соревнование. У нас с ним никаких соревнований нет. Я пишу очень разные песни, почти все они написаны от первого лица. Булат это делает реже, но я не хочу сравнивать, скажу только, что я отношусь к нему с большим уважением, просто я его люблю: и стихи его, и как он это делает, и вообще как личность – это само собой. Он мой духовный отец и в этом смысле остается для меня самым светлым…"

-4

Впрочем, сам Булат Шалвович собственного влияния на творчество Высоцкого и своего "духовного отцовства" не преувеличивал, хотя признавался, что Высоцкий при написании некоторых своих стихов опирался на творчество Окуджавы, и ему это не могло не льстить. Высказываний Окуджавы о младшем коллеге и о его трагической судьбе сохранилось ещe больше – в основном на магнитофонных плeнках, поскольку, начиная с 1980-го, много лет вопросы о Высоцком задавались ему практически нa каждом выступлении. Со временем ответы на них проникли сквозь цензурные запреты в газетные публикации. Эти высказывания также широко известны и часто цитируются.

-5

Известно, что специально Высоцкий песен Окуджавы не пел. И Окуджава не исполнял песен Высоцкого. Но одно произведение их все-таки связывает. Оба в разное время исполняли старую казачью песню «Течет реченька». Характерно, что и у Высоцкого и у Окуджавы казак превратился в «жульмана» и колорит оттого выходит немного иной. Владимир Семенович все-таки исполнил фрагменты из песен Булата Шалвовича в фильме Киры Муратовой "Короткие встречи".

Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и Кира Муратова.
Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и Кира Муратова.

В семидесятых годах они практически не виделись. И совместных фотографий у них ничтожно мало. Высоцкий и Марина Влади много путешествовали по миру, побывали в разных странах, потом Владимир сильно выпивал, на концерте в Бухаре в 1979 году пережил клиническую смерть. Их последняя в жизни встреча тоже получилась случайной и спонтанной. Они просто ехали по Москве каждый в своей машине и вот так внезапно увидели друг друга. Помахали рукой – и каждый поехал дальше по своим делам. Окуджава улетел на юг отдыхать, и там-то его и застигла весть о гибели Высоцкого. Сразу после гибели младшего коллеги Окуджава написал пронзительную песню "О Володе Высоцком", а чуть позже вышла песня "Как наш двор не обижали". Булату Шалвовичу всегда было очень сложно петь эти песни, но практически до конца жизни он вспоминал о Высоцком с доброй улыбкой.

-7

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, оставляйте комментарии, а также не забывайте подписываться на мой канал.

Друзья!!! Напоминаю, что у моего канала есть своё сообщество "В контакте". Там будут оперативно выкладываться все статьи, а также новости о ресурсе. если у Вас есть какие-нибудь мысли и идеи по поводу развития сообщества, смело делитесь ими со мной. Добавляйтесь. даю ссылку на группу: https://vk.com/public210963754