Найти тему
Журнал "Татарстан"

Фея кукольного мира

Однажды студентка авиационного института Мария Златоустова попала на выставку «История Индии в куклах». Там были все сюжеты и все персонажи индийской истории – от Махабхараты до Индиры Ганди. «Это было как удар молнии, – вспоминает она. – Абсолютное потрясение! Вот, оказывается, как можно!» В общем, без влияния восточной женщины в её «кукольной» судьбе не обошлось…

Вот они, её восточные красавицы, сидят на полках в небольшом кабинете Центра внешкольной работы Приволжского района Казани, где на двери написано «Музей национальной куклы». Мечтательная Сююмбике – ещё не царица, а ногайская княжна: на коленях книга, рядом саз, столик с чашкой чая… Всё это – ручная работа, самые разные материалы – от фанеры до шёлка. Лицо из полимерной глины расписано тончайшей чёрной кистью, глаза мечтательно улыбаются.

-2

Куклы по соседству – это величественная, со строгим взглядом царица Нурсултан с тремя детьми. Была она женой казанского и крымского ханов и весьма мудрой женщиной.

– Про неё знают меньше, чем про Сююмбике, а очень жаль. Когда она была ханшей, ни одной войны не было! – рассказывает мне Мария Златоустова.

Они никогда не делает кукол «просто так». Говорит: без истории кукла никому не нужна. За каждой её работой – целый сюжет. История, говорит Мария Сергеевна, всегда была в школе её любимым предметом.

– А что более интересно, чем история?! – восклицает она. – Вы себя не поймёте, если не ощутите, что за вами стоят многие и многие поколения. И между вами бесконечная нить памяти. Ты никогда не чувствуешь себя одиноким.

ШИТЫЙ ЗОЛОТОМ УБОР…

Напротив казанских цариц в музее – куклы в русских национальных костюмах. Это уже работы учеников Златоустовой. На куклах – расшитые кружевом и золотой нитью шёлковые душегреи, венцы в мелких камушках стекляруса… Лица опять тончайше прописаны кистью.

– Этих кукол мои девочки-выпускницы целый год делали, – рассказывает Мария Сергеевна. – На них русские костюмы времён Ивана Грозного, периода наивысшего взлёта русской материальной культуры. Потом было Смутное время, а там уже и Пётр с европеизацией всего, в том числе одежды…

Рядом – теремок с полным набором поселившихся там зверей. А чуть подальше – воины древней Казани в «доспехах» из искусственной кожи… Всё это тоже работы выпускников Центра внешкольной работы, где Мария Сергеевна уже много лет ведёт студию «Жар-птица». Ученики явно перенимают у педагога страсть к исторической точности в деталях. И создают настоящие произведения искусства, которые потом берут главные премии на различных фестивалях и конкурсах художественного творчества – от городских до международных.

ПРО ИНЖЕНЕРОВ И ПЕДАГОГОВ

– Я назову его Бэбрик! – гордо говорит мне семилетний Макар.

Его новый друг Бэбрик – это маленький медвежонок, мягкая игрушка, которую Макар впервые в жизни сделал собственноручно за полтора часа занятия в студии «Жар-птица». Бэбрик не выглядит идеальным, но Макар от него в восторге. Мария Сергеевна заботливо поправляет фетровую лапу медвежонка, которая пока ещё не очень крепко схватилась клеем, и лично делает заключительный штрих – завязывает красивым бантиком на шее у зверушки красную ленточку.

-3

С десяток других детишек, примерно ровесники Макара или чуть постарше, увлечённо доклеивают своим медведям лапы и уши и один за другим выходят из класса, торжественно неся в руках своих первых кукол.

– А я ведь в детстве в кукол совсем не играла, вот что самое смешное! – с улыбкой говорит Мария Златоустова. В её учебном классе, где на всех полках по периметру комнаты и на всех подоконниках (а ещё в коридорах и других помещениях Центра внешкольной работы) сидят и стоят её чудо-куклы, эта фраза звучит, конечно, удивительно.

– Меня не водили в детский сад, так что я часто оставалась дома одна, – продолжает вспоминать Мария Сергеевна. – Тогда я и начала рисовать. А ещё делать какие‑то поделки. Однажды «оформляла» игрушечную комнату и, чтобы постелить там на пол коврик, отрезала кусок от большого ковра в квартире. Очень боялась, что мама меня отругает, но мама не сразу заметила, а потом ругать было уже поздно.

Потом она окончила художественную школу. А потом… поступила, как мы уже сказали, в КАИ. В Казанском художественном училище, посмотрев её живописные и декоративно-прикладные работы, сказали, что им её уже учить нечему, а в Ленинградское художественно-промышленное училище имени Мухиной, куда Мария хотела было ехать поступать, её не отпустила мама, побоявшись, что девочке со слабым здоровьем не подойдёт сырой климат. Надо было выбирать какой‑то местный вуз, а математика была одним из самых простых для неё предметов. К тому же мама считала: художник – это что‑то несерьёзное, вечное безденежье и неопределённость с работой. Вот инженер – это да, это профессия!

Но и мамы иногда ошибаются. В пресловутые 90‑е годы Мария мамины слова не раз вспоминала с горькой улыбкой. Инженеры тогда внезапно стали никому не нужны. К тому же у неё уже было четверо детей, так что на работу её вообще брать никто не хотел. И вот тут художественные таланты привели её в педагогику. Начинала будущий заслуженный учитель Татарстана с художественного кружка в детском саду. Сейчас, когда она уже много лет работает в Центре внешкольной работы, родители, говорят, в очереди стоят, чтобы записать детей к прекрасному педагогу, к тому же знаменитой мастерице. А она каждый раз объясняет своим ученикам: умение что‑то делать руками – это то, с чем никогда не пропадёшь и всегда на кусок хлеба заработаешь.

-4

НЕ КОММЕРЦИЯ, НО ПРОСВЕЩЕНИЕ

Хотя работу педагога трудно назвать высокооплачиваемой, на куклах своих она никогда не зарабатывала. Не продаёт их принципиально, потому что «как можно своих детей продавать»? А ведь предложения, говорят, поступали от очень влиятельных людей…

Ей важнее другое. «Для меня главное в работе – просвещение», – признаётся педагог Златоустова. Работая в детском саду, она однажды сделала настоящий спектакль, программу «Если бы я жил в древней Казани». Сцены из старинной жизни «изображали», конечно, её куклы. После одного такого представления одна из совсем юных зрительниц подошла к Марии Сергеевне и, со слезами уткнувшись ей в живот, говорила, как ей хочется пожить в древней Казани. Честно говоря, я её понимаю. Ни один учебник не даст тебе того чувства, которое испытываешь, глядя на чудесных кукол Марии Златоустовой. Кажется, что мир, в котором существовали эти красивые персонажи с одухотворёнными лицами, и правда был совершенно удивительным. И в этом огромная магия её дарования – дарить людям ощущение причастности к глубинным корням.

А вы говорите: куклы…

Больше материалов -
https://t.me/protatarstan
Наш сайт -
https://protatarstan.ru