Найти тему
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Для тех, кто интересуется, как выжить подо льдом. В Тыве готовятся к открытию международной академии шаманизма

«Спешите, духи, пир себе устроить». 

Так призывали друг друга сверхъестественное силы в Шотландию в «Макбете» у Шекспира. Сейчас место такого пира не средневековая Шотландия, а современная Тыва. 

Пир духа ожидается в этом российском регионе через четыре месяца, когда там откроется международная академия шаманизма. Летом состоится первый набор, и обучение в академии начнут десять человек. 

Пока неизвестно, по каким критериям их будут отбирать, чтобы учиться на шамана. Возможно, будут особо учитываться достижения в ритмике и пластике. Ведь эти понятия заложены в самом названии людей, способных перемещаться между мирами.

Фото с спйта: shedevrum.ai
Фото с спйта: shedevrum.ai

Слово «шаман» происходит от тунгусского «саман» и означает «человек, который движется, танцует». 

Но надеюсь, что учеников для академии шаманизма не будут отбирать по тем весьма строгим традиционным критериям, по которым в разных регионах Сибири определяли претендентов на звание шамана. Например, в посвящении в шаманы у маньчжуров описывалось такое испытание. Претендент должен проплыть подо льдом и вынырнуть из девяти прорубей, доказав тем самым, что его тело содержит «психическое тепло». 

А по другому правилу, в шаманы можно было попасть и без всяких подобных испытаний – но это тоже был очень рискованный путь. В разных районах Сибири при назначении нового шамана существенная роль играла молния.

Фото с сайта: wow-tricks.ru
Фото с сайта: wow-tricks.ru

В молнии видели небесное происхождение шаманских способностей, и не случайно ее часто изображали на наряде шаманов. 

И вот, например, обычай у бурят: если кого-то поразила молния, то его погребают как шамана. А если молния поразила человека, и он остался жив, то считалось, что такой человек получил шаманский дар.

Что же обещают слушателям организаторы академии шаманизма в Тыве? Они уже сообщили, что поступившие в академию будут, в частности, изучать «теорию и практику шаманской работы». И особо упоминается такая дисциплина как шаманские обряды. 

Так и представляю, как ученики академии будут заучивать наизусть древнее заклинание: 

«Seveki tegemer, edu bi beje bishem, tir emenendi, tegeve boriri mindu bukel» («Мой бог и владыка, который сделал меня человеком, Ты все делишь - дай и мне тоже»).

Просьбу поделиться с людьми шаман произносил во время заклинания на удачную охоту. При этом охотники втыкали свои луки и стрелы в землю против солнца, делая при этом поклоны. А специально пойманного для этого ритуала соболя охотники хватали за уши и держали мордой к солнцу, повторяя при этом: «Мой бог и властелин дал это мне». 

Но это еще довольно простая церемония. Например, значительно более богато по ритуалу выглядел ритуал поминовения умершего. 

Эти поминки устраивали через год после смерти человека. Из дерева вырезали куклу, одевали ее, приходили соседи из других жилищ и приносили самые лучшие кушанья. 

Шаман с бубном начинал камлать.

Фото с сайта: slovoart.ru
Фото с сайта: slovoart.ru

Затем он брал кусок от каждого кушанья, подносил ко рту куклы, убирал ото рта и сам съедал, курил трубку и дул дым на куклу. В конце церемонии куклу выносили из жилища и оставляли в лесу со словами: 

«Не возвращайся снова, не возвращайся снова, дети заклинают». 

Если понравилась статья - поставьте лайк и расскажите о ней друзьям в социальных сетях.