Из книги Бхакти Валлабха Тиртха Свами.
ШРИ ГАУРА-ПАРШАД.Чайтанья: Его жизнь и спутники
Глава 1. Шри Джаядева
Шрила Джаядева Госвами явился либо в одиннадцатом, либо в двенадцатом веке эры Шака.
Существуют различные мнения относительно места его рождения. Большинство придерживается того, что он родом из деревни Кендубилва, ныне относящейся к
району Бирбхум [штат Западная Бенгалия]. Другие считают, что он родился в Орисссе или на юге Индии. Кендубилва находится примерно в 20 милях к югу от Сиури
на берегах реки Аджая.
В «Гаудия-вайшнава-абхидхване» говорится, что
Джаядева нашел свои Божества Радхи-Мадхавы в водах той реки. Также там сказано, что он жил и поклонялся в храме Шивы, известном как Кушешвара, который тоже находится на берегах реки Аджая. Его отца звали Бходжадева, а мать — Вама Деви.
Жизнь Джаядевы в Чампа Хати
Долгое время Джаядева жил в Навадвипе, это было во времена правления царя Бенгалии, Лакшмана Сены.
Дом Джаядевы находился недалеко от царского дворца.
В то время главным ученым царя был Говардхана Ачарья. В бенгальском словаре Ашутош Деба говорится, что Джаядева был придворным поэтом Лакшмана Сены.
Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в своей «Навадвипа-дхама-махатмье», что Лакшман Сена пришёл в
восторг, услышав гимн Джаядевы, в котором прославлялись десять воплощений — «Дашаватара-стотру». От Говардхана Ачарьи царь узнал, что этот гимн составлен
Джаядевой и стал жаждать встречи с ним. Инкогнито он отправился в дом Джаядевы и, увидев его, обнаружил, что Джаядева обладает качествами очень сильной духовной личности. Очень впечатленный и привлеченный им, царь открыл Джаядеве свою личность и пригласил Джаядеву жить в царский дворец.
Джаядева вел очень отреченную жизнь и поэтому не хотел жить в дворцовой роскоши. Он ответил царю, что он хочет жить в Джаганнатха Пури.
Лакшмана Сену обеспокоило намерение Джаядевы.
Он сразу же предложил ему поселиться в деревне Чампа Хати, сказав, что это место для него подойдет. Также царь пообещал, что больше никогда не увидится с ним.
Джаядева согласился, и тогда Лакшман Сена построил для него домик в деревне, известной прежде как Чампака-хатта. Раньше там был прекрасный сад из деревьев
чампа, этими цветами торговали на деревенском рынке.
Как раз в этой деревне еще в Сатья-югу одному спутнику Махапрабху, Двиджа Банинатху, пришло видение:
он увидел Господа в образе брахмана и цвет Его кожи был подобен цветку чампа.
Когда Джаядева поселился здесь, то и ему было видение: ему явились Радха-Мадхава, он увидел, как они соединились вместе и приняли образ Гауранги Махапрабху золотистого цвета чампы. Господь даровал Джаядеве это видение, а затем велел отправиться в Джаганнатха Пури.
Хотя Джаядеве было грустно покидать будущую обитель Господа Чайтаньи, он подчинился приказу Господа и отправился в Пури.
Говорится, что он стал поэтом при дворе царя Ориссы. Остаток своей жизни он провел в обители Господа Джаганнатхи. Здесь он написал трансцендентную поэму в чувстве разлуки, известную как
«Гита-Говинда» или «Аштапади». Ведь когда Махапрабху пришёл к
Джаядеве в видении в Навадвипе, то сказал, что, явившись на Землю, Он примет санньясу и отправится в
Джаганнатха Пури, и насладится там «Гита-Говиндой» Джаядевы.
Калькуттский Басумати Сахитья Мандир выпустил
«Гита-Говинду» Джаядевы. И в предисловии к этому изданию, в главе под названием «Жизнь Джаядевы», указаны другие сведения. «Накануне мусульманского господства над Дели, царь Маникья Чандра приказал написать книгу
„Аланкара-шекхара“. В ней сказано, что Джаядева являлся придворным поэтом царя Ориссы.
Шридхар дас, сын одного из главных придворных Лакшмана Сены, включил в свою антологию, названную
„Садуктикарнамритой», множество стихов Джаядевы,
ссылаясь при этом на произведение „Амиябха-кавья“».
В одной древней рукописи «Гита-Говинды» в колофоне [данных об авторе] сказано: «Джаядева был великим поэтом времен царя Лакшмана Сены».