Найти тему
Звездные Сценарии

Рената Литвинова: Концепция вечной любви

Она уже полностью погрузилась в парижский образ жизни: стройная до крайности, предпочитает мини-юбки с плотными черными колготками и огромные пиджаки с широкими плечами, в которых можно узнать стиль Дэмны Гвасалия. Ее утра начинаются с бега за кофе и круассанами, а деловые встречи проводятся в ресторанах, где можно насладиться бокалом шампанского даже в обеденное время.

Около 11 лет назад Рената Литвинова приобрела квартиру в Париже в кредит, который до сих пор погашает, и начала жить между двумя странами. Около полутора лет назад она окончательно перебралась в Париж.

13 и 14 октября она представит в Риге свой первый парижский проект — спектакль под названием "Кактус", посвященный темам любви, смерти и прочим жизненным аспектам. В спектакле Рената исполняет множество ролей: продюсера, драматурга, режиссера и актрисы.

Алвис Херманис в ближайшее время представит на сцене Нового Рижского театра постановку фильма "Страна глухих", основанного на одноименной повести Ренаты Литвиновой, которая была создана 25 лет назад. Премьера запланирована на ноябрь.

Кроме того, Рената Литвинова недавно посетила Ригу, где были показаны ее старые фильмы "Последняя сказка Риты" и "Северный ветер". Несмотря на то, что эти фильмы были созданы ранее, сейчас она уже занята работой над двумя новыми проектами.

Таким образом, этой осенью в Латвии можно сказать, что центр внимания сосредоточен вокруг Ренаты Литвиновой.

Думаю, что новая версия "Страны глухих" приведет к восстановлению справедливости. Романтизированный подход, который присутствовал в предыдущей версии, наконец-то уступит место более достоверному изображению.

Когда я передала повесть продюсерам и режиссеру, а затем прочитала сценарий, написанный нанимаемым ими сценаристом, я была разочарована. Фильм значительно отличался от моего произведения "Обладать и принадлежать": диалоги были изменены, ряд "граничных" тем был умален, и даже название фильма мне показалось слишком прямолинейным — в моей повести не было упоминания о какой-то отдельной стране или разделении людей на слышащих и неслышащих.

Это, в частности, объясняет, почему я отказалась от дальнейшей работы как профессиональный сценарист — я не хотела быть постоянно подчиненной чьему-то видению. С тех пор я предпочитаю снимать свои сценарии самостоятельно, принимая на себя ответственность за успехи и неудачи.

Тем не менее, фильм получил широкое признание на постсоветском пространстве. Я уверена, что новый подход Алвиса успокоит меня как автора. Я знаю его часть концепции и верю в его профессионализм — он великий режиссер, и ему чуждо уступать под влиянием поверхностной романтики в угоду зрителю.

Рената с дочерью
Рената с дочерью

Какой из фильмов по вашим сценариям вы считаете наиболее удачным?

На мой взгляд, все фильмы, снятые по моим сценариям, имеют свою уникальную ценность. Однако, если выбирать наиболее удачный, то я бы выделила работы совместно с Кирой Муратовой.

Новелла "Офелия, невинно утонувшая" из фильма "Три истории" и картина "Два в одном" были реализованы с большим вниманием к моим идеям. Кира была исключительно бережной и тщательной в интерпретации моих сценариев, даже расширяя их концепцию.

Таких режиссеров, вникающих в материал настолько глубоко, как она, мне больше не встречалось. Она научила меня многому и вдохновила на смелость быть женщиной-режиссером, а не режиссёркой, как стали называть в последнее время. Лично я не приемлю оскорбительные формы женских профессий и считаю их глупыми и неправильными.

Многие писатели на определенном этапе своей карьеры пробуют себя в роли сценаристов, а затем и в качестве режиссеров. Этот путь выбрали такие известные литераторы, как Стивен Кинг, Фредерик Бегбедер и Мишель Уэльбек. Однако, в вашем случае вы выходите за рамки только сценариста и режиссёра, также исполняя роли актрисы, продюсера и, частично, художника. Какие, по вашему мнению, плюсы и минусы такого многостороннего творческого подхода?

На данный момент я вижу в этом исключительно плюсы. Мне осталось лишь освоить искусство монтажа и, точнее, изучить программы монтажа, чтобы иметь полный контроль над своими фильмами.

Я всегда предоставляю талантливым людям свободу творчества — если я верю в них, то доверяю им полностью. Например, я абсолютно уверена в нашем постоянном композиторе Земфире. Во всех наших фильмах и спектаклях она создавала музыку, имея полную творческую свободу, и это всегда придавало работе особый магический шарм.

-3

Марлен Дитрих всегда обладала невероятным чувством того, как лучше всего ее снимать. Также, как и вы, вы отлично знаете свою внешность и все свои наиболее выгодные ракурсы. Возникали ли у вас споры с операторами по этому поводу?

Во время съемок фильма "Девушка и смерть" режиссер оператор постоянно удивлялся, когда я подходила к монитору и проверяла дубли. Но в конце концов я поняла, что это становится утомительным, и теряется интерес к самому себе. Ведь фильм принадлежит режиссеру, который его снимает, а не мне. Я всегда это осознавала. Поэтому я предпочитаю снимать сама и сниматься у самой себя. Нет ничего прекраснее, чем выбирать роль, которая подходит лучше всего именно вам.

Основной мотив всех моих сценариев — это любовь: ее долгие ожидания, мгновенные встречи и тоскливые расставания. Но не стоит думать, что это единственное, что меня интересует.

Жизнь приносит свои переменные: идея вечной любви, как основы жизни, подверглась сомнению не только мною. Миры разрушаются, судьбы меняются, семьи распадаются, и даже самые крепкие любовные узы оказываются хрупкими. Никто не может гарантировать вечность.

Тема любви и смерти всегда идет рядом, в моих текстах также. Почему люди избегают разговоров о смерти? Может быть, они боятся ее? В конце концов, рано или поздно, мы все станем мертвыми — через 20, 30, 40 или даже 50 лет. Но несмотря на это, я все еще верю в какую-то форму бессмертия.

Мой спектакль "Кактус" действительно можно назвать модернистским произведением. Вдохновение на создание говорящего кактуса и голубя, а также моего персонажа, парящего над сценой, частично пришло из Парижа, из его атмосферы и необычных событий.

Например, когда мне пришлось столкнуться с штрафом за кормление голубей, я осознала, как власти города борются с этими птицами, что показалось мне каким-то абсурдом. В этом смысле я увидела подлинный сюрреализм в повседневной жизни. Этот опыт также заставил меня подумать о влиянии моды на нашу жизнь и творчество.

Огромную роль в спектакле «Кактус» играют костюмы. Правда ли, что вы их перевозите как произведения искусства, с отдельной страховкой?

Да, костюмы в спектакле "Кактус" играют ключевую роль, и они действительно являются настоящими произведениями искусства. Они созданы из кутюрных нарядов от Дэмны, который, как художник, воплощает в них удивительные идеи о человеческом бытии.

Его коллекции всегда отражают новые истории о нашем мире и будущем. Иногда в его работах присутствует грусть, которая находит отклик в моем творчестве, но искусство Дэмны не только отражает темные стороны жизни, но и вдохновляет. В его нарядах присутствует необыкновенная красота, которая подчеркивает атмосферу моих грустных и сюрреалистических спектаклей.

-4

Да, Изабель Юппер действительно стала надежной подругой и постоянным участником показов Дэмны Гвасалия. Как-то я предложила Дэмну пригласить ее на подиум, и это был неожиданный, но великолепный выбор.

Хотя несколько лет назад у нас был проект с участием Изабель, судьба порой преподносит сюрпризы, и проекты могут изменяться. Она замечательная актриса и на подиуме играет свою роль с таким же мастерством, как и на экране. Ее появление всегда приносит свежесть и удивление, как незабываемый камео.

Да, частично это влияние Дэмны. Но я считаю, что лучше спросить об этом саму Ульяну. Что касается моих отношений с Парижем, то я всегда чувствую себя там очень свободно, как женщина и как художник.

У меня есть квартира в Париже, которую я купила в кредит на 15 лет, и я до сих пор выплачиваю его. Я всегда знала, что буду работать не только в России.

Как я себя чувствую в Париже? Очень свободно. Я делаю то, что хочу. А дальше — это выбор зрителя: приходить ли на мои спектакли или нет. И, к счастью, у меня есть моя верная аудитория. Наша любовь взаимна.

Париж, безусловно, оказывает свое влияние. Здесь я похудела на восемь килограмм, утром бегаю за кофе в местном кафе, а в обед уже могу наслаждаться бокалом шампанского, не спеша.

Так что я, кажется, соответствую типичному стереотипу о парижанке. Но это происходит естественным образом, без каких-либо усилий с моей стороны. Париж для меня остается самым великолепным городом, источником вдохновения и местом для личного развития.

-5

Теперь я находусь в постоянном контакте с Дэмной, практически став его главным кутюрье и гуру мировой моды. Наше общение приносит мне огромное удовольствие, будь то завтраки, ужины или беседы на самые разные темы.

И время от времени я счастлива участвовать в его показах, каждый из которых становится значимым событием в мире моды. Увидев, как многие выдающиеся личности испытывают радость от общения с Дэмной, я понимаю, что это похоже на участие в арт-фильме уникального режиссера — это особое состояние.

Я глубоко уверена, что нельзя потерять ничего, кроме собственной сущности. Стресс воздействует на каждого по-разному, и я решила взять его как вызов и превратить его в источник силы.

В моем окружении здесь в Париже столько разнообразных личностей из разных стран мира, что я чувствую себя как дома, будучи здесь парижанкой.

Я выражаю свою любовь к родине и патриотизм через работу на русском языке, как сказал когда-то великий эмигрант Бродский. Хотя я изучаю французский и доучиваю английский, я всегда оставалась верна своему родному языку.

В Париже, конечно, иногда встречаюсь со своими соотечественниками, но больше времени провожу с французами, так как большую часть моей работы я веду с ними.

Что касается моей дочери и ее поколения, они живут в мире, где знание нескольких языков, свобода мысли и культурная многогранность — это обычное явление. Они отличаются от нас своей свободой и открытостью. Уважаю свою дочь за ее амбиции и стремление достичь своих целей.

Что касается таланта, мне хватает того, что у меня есть. Я считаю, что талант — это не только дар, но и огромная ответственность. Мне важно отдать миру все, что я могу, через свои творческие проекты.

В жизни я не жалею о потерях, так как считаю, что нужно ценить то, что у тебя есть здесь и сейчас.