Альбертик был еще тем ходоком. Женился четыре раза, трое детей родились у него от разных женщин. Но детей он не забывал, алименты платил.
Дольше всех он прожил с Шурочкой, часто говорил ей:
- Ты моя последняя и самая главная любовь моей жизни, моя лебединая песня.
Общая дочка у них была – Наташенька. Самые тяжелые годы – 90е – они были вместе. Выживали, копили деньги, дом построили, небольшой, хороший.
12 лет прожили достаточно безоблачно. Но жизнь вроде наладилась, быт устоялся, тяжелое время осталось позади. И Альбертик стал поглядывать по сторонам. Скучно же, а вокруг вон сколько красоток ходит.
- Шурочка,- сказал Альбертик, а глазки у него бегали,- я на рыбалку с другом завтра с ночевкой.
- Да, хорошо, езжай,- рассеянно сказала Шурочка.
Рано утром муж уехал. Шурочка пошла в кладовку, а все удочки на месте.
- Это куда он без удочек-то поехал? На какую рыбалку?
На следующий день Альбертик явился домой радостный, в пакете рыба.
- Ты как наловил? Чем?
- Удочками?
- Какими?
- С леской, какими еще,- раздраженно сказал Альберт.
- Так удочки дома, вот я и спрашиваю.
- Мишаня свою запасную дал.
- Понятно. А речка чек выдала?
- Какой чек?
- Караси, отборные, 2,5 кг. Вот и цена. Так где ты был?
разразился скандал Альберт кричал:
- да ты пальца моего на ноге не стоишь, даже мизинчика. Вокруг столько красивых женщин, а я с тобой тут прокисаю. Уходи из дома.
Он кричал, выкидывал вещи, и Шура съехала в квартиру к маме.
Подала она иск в суд о разделе совместно нажитого имущества.
- Дели как хочешь,- глумился Альберт. – Все равно тебя не пущу жить. Все детям оставлю. Они будут тут жить. Сын с семьей. А ты их и выселить не сможешь. Живи на улице.
Разделили они имущество по суду: половину дома получила Шурочка, так же половину земельного участка и надворные настройки. Определили порядок пользования, но решение не исполнялось. В доме жил Альберт, менялись женщины, но Шуру он в дом не пускал, как она не ходила по приставам, как она не ругалась.
Шура жила у мамы, которая квартиру подписала внучке. В собственности же у Шуры, кроме этого дома, ничего не было.
Прошло 9 лет, и не стало Альберта. В наследство вступили трое детей: сын и две дочки. То есть полдома принадлежало Шуре, а полдома было поделено на троих наследников.
Шура приезжала, но в доме поселился сын Альберта с семьей: жена, двое детей. Они заняли весь дом, и Шуре были совсем не рады.
- Что Вы приехали? Видите – моя семья тут живет, и нечего Вам тут делать.
- Но полдома мои, хочу въехать.
- Нет для Вас места, идите отсюда.
Шура предложила:
- Алексей, я предлагаю разделить дом на две части. Вы со своей делайте, что хотите, а мне моя половина, я отдельный вход сделаю.
- Тетя Шура, я против раздела. И сестра моя против, Ирина которая.
- Понятно – против. Так ты единолично всем домом пользуешься и участком. А при разделе тебе только половина отойдет. Нет уж, буду делить.
Шура подала иск:
- Прошу выделить в натуре в собственность ½ доли в праве общей долевой собственности, прекратить право общей долевой собственности. Решением суда при жизни Альберта был определён порядок пользования жилым домом, однако проживание в доме невозможно по причине препятствий ранее бывшего мужа, в настоящее время его сына – ответчика по делу. Иного жилья я не имею, решение о вселении мой в жилой дом не исполнено.
И сын Альберта – Алексей - не является членом моей семьи, это совсем чужой человек для меня.
Шура с юристом заказали экспертизу, и предложили вариант раздела дома.
Алексей возражал:
- Дом не новый, раздел может повредить его. И вообще – образование новых квартир противоречит действующему законодательству. И вообще, я не возражаю совместно пользоваться с ней домом. Моде определить порядок пользования. Но я против раздела. И дом этого не выдержит, разрушится.
- Я эту историю уже проходила с его отцом. И порядок был определен, и пользоваться не могла – просто препятствовал. И там был хоть и бывший, но муж, с которым я 13 лет прожила. А тут как я буду пользоваться – с чужой семьей? Нет, не получится. Я за отделение половины дома.
Раз моя экспертиза ему не нравится, я ходатайствую о назначении судебной строительно-технической экспертизе о разделе дома.
Согласно заключению эксперта:
техническая возможность раздела жилого дома в натуре на две изолированные части имеется. …. путём реорганизации (перепланировки) внутреннего пространства спорных помещений. Экспертом предлагается наиболее рациональный технически возможный вариант раздела жилого дома в соответствии с идеальными долями (1/2), с минимальными строительными изменениями, с соблюдением требований строительных и противопожарных норм и правил, а также санитарно-гигиенических требований.
Для устройства изолированных частей по предложенному варианту раздела жилого дома, экспертом предложен способ переоборудования, стоимость работ составит 157 689 рублей.
Суд принял во внимание заключение эксперта и произвел раздел дома по предлагаемому варианту, закрепив помещения за каждой из сторон. Да еще в пользу Шурочки с Алексея и его сестер в равной доле взыскана 31 тысяча, так как доля у нее стала чуть меньше, чем была.
Шурочка выполнила все работы по разделу дома. Одна и за свой счет. Оборудовала свою половину, провела межевание земельного участка и поставила забор.
Алексей, конечно, очень сердился: то ли дело – дом был в 104 кв.м., а теперь половина, да и та в долевой собственности с двумя сестрами. Причем Наталья, дочь Шурочки, уже намекает на выкуп доли, или она выделит себе комнату, и продаст ее.
*имена взяты произвольно.
Палласовский районный суд Волгоградской области, решение от 18 января 2019 г. по делу № 2-10/2019
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.