Найти в Дзене

Искусство обольщения и власти: разоблачение уложенной комиссии Екатерины II

Оглавление
Екатерининская комиссия 1767 г. Матвей Маркович Зайцев
Екатерининская комиссия 1767 г. Матвей Маркович Зайцев

Великая императрица Екатерина II была не только блестящей правительницей, но и реформатором. Одним из ключевых моментов её управления стала Екатерининская Уложенная комиссия, введенная с целью систематизации и унификации законов Российской империи. Давайте рассмотрим основные аспекты этой исторической инициативы:

1. Представительство:

Право избирать депутатов было предоставлено различным сословиям, включая дворян, горожан, государственных и экономических крестьян, а также оседлых «инородцев». Однако духовенство было исключено, что объяснялось мировоззрением императрицы, выходившей из учения Просветителей Европы и отделявшей сферу духовной власти от политики.

2. Льготы и привилегии депутатам:

Екатерина II перевернула восприятие работы в Уложенной комиссии, превратив её из тяготы в честь и почет. Депутатам выплачивалось повышенное жалованье, гарантировалось освобождение от смертной казни и пыток, а также предоставлялась защита чести двойным штрафом. Депутаты также носили специальные медали, которые становились частью их гербов.

3. Наказ:

Наказ, составленный в основном из произведений французских энциклопедистов, был уникальным памятником политической мысли XVIII века. В документе отразились идеи Монтескьё, Беккариа, Бильфельда и Бецкой. Екатерина II признавала свой плагиат, отмечая, что она сама написала лишь несколько страниц.

Структура Наказа:

Наказ был организован в 22 главы, охватывая общие принципы устройства государственной власти, основы законодательства, принципы уголовного права и судопроизводства, сословно-хозяйственную политику, административно-полицейское управление, и многое другое.

Основные идеи Наказа:

1. Единственно приемлемая форма правления в России абсолютная монархия: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством столь великого государства. Всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и вконец разорительно» (В дальнейшим консерваторы буду опираться на Наказ Екатерины, например, Карамзин)

2. «Наказ» был первым русским правительственным документом, говорившим о «естественной вольности» человека.

3. «Равенство граждан всех состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам»

4. Императрица предусмотрела в Наказе статьи, защищающие общество от деспотизма, произвола монарха. Учреждениям было дано право обращать внимание государя на то, «что такой-то указ противен Уложению, что он вреден, темен, что нельзя по оному исполнять».

5. Прогрессивное значение имели определявшие статьи, экономическую политику правительства. Торговля и всякие «рукоделия», по мысли Екатерины, должны основываться на частной собственности, поскольку «всякий человек имеет более попечения о своем собственном и никакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другой него отымет».

6. Наказ Екатерининский предусматривал реформу судоустройства. Императрица руководствовалась гуманным тезисом, что «гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать оные».

7. Наказ впервые в русском праве сформулировал презумпцию невиновности: «Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей прежде, нежели доказано будет, что он нарушил оные».

8. Наказ провозглашал широкую веротерпимость (например, строить в Казани мечети)

Екатерина II оставила неизгладимый след в истории своими реформами, в частности, Уложенной комиссией и Наказом, которые внесли значительные изменения в систему законодательстве.

Осенью 1767 года в Москве созывается Уложенная комиссия, собравшая порядка 545 депутатов со всех уголков России. Состав комиссии разнообразен: дворянство, купечество, однодворцы, крестьяне, казаки, промышленники, чиновники и инородцы (в составе которых присутствовал молодой Потемкина Г. А.). На торжественном открытие всех удивили экзотические наряды инородцев, в последствие это удивление перерастет в насмешки.

Депутаты привезли с собой 1465 наказов, многие из которых от крестьян, один крестьянин мог предоставить до 100 наказов. На первых заседаниях депутаты выслушивали Наказ Екатерины и регламент, составленный самой императрицей, а также избирали Александра Ильича Бибикова председателем.

Методы работы:

Уложенная комиссия использовала различные методы работы для достижения своих целей. В рамках комиссии проводились формальные заседания и обсуждения, в ходе которых депутаты высказывали свои мнения и предлагали поправки к законопроектам. Комиссия также проводила слушания с различными экспертами и консультантами для получения дополнительной информации и экспертных мнений.

Комиссия использовала исследовательские методы, анализ существующих законов и их сравнение с зарубежными прецедентами. Депутаты также проводили региональные поездки и собирали информацию о реальном положении дел на местах.

В целом, Организация работы Уложенной комиссии 1767 года была направлена на тщательное изучение различных аспектов общественной жизни и разработку новых законов, которые отвечали бы потребностям разнообразных сословий и общественных групп.

На Уложенной комиссии вспыхнули страстные споры, охватывая различные слои общества и национальные окраины, внедряя горячие дебаты и оживленные дискуссии.

Дворянские Споры:

Торговля: Дворяне выступали за разрешение крестьянам торговать по всей России, в то время как горожане и купцы стремились сохранить монополию на торговлю.

Потомственное и выслуженное дворянство: Разногласия между потомственным и выслуженным дворянством вызвали споры относительно определения, кого следует признавать дворянами. Щербатов выступал против табеля о рангах, настаивая на дворянстве по рождению.

Противоречия между регионами: Разногласия между дворянством центральных губерний и национальных окраин привели к требованиям уровнивания прав. Сибирское и Украинское дворянство стремились равноправию с Русским дворянством, а Прибалтийское – к восстановлению привилегий 17 века.

Замена чиновников на дворян: Дворяне стремились заменить чиновников на местах на своих представителей.

Споры Горожан:

Претензии на дворянские привилегии: Горожане претендовали на дворянские привилегии, включая освобождение от телесных наказаний.

Право владения крестьянами и торговая монополия: Горожане требовали право владеть крестьянами, покупать их для заводов и сохранение монополии на торговлю, лишив этих прав дворян и крестьян.

Каждый месяц начинавшиеся с прочтения наказа Екатерины, на заседаниях прозвучали предложения в пользу крестьян, включая законодательное ограничение крепостничества и отчуждение крестьян от помещиков. Все это создало непрерывный вихрь споров и идей на Уложенной комиссии, обогащая обсуждения и формируя будущее законодательство России.

На заседании звучали некоторые предложения в пользу крестьян:

1. Например, дворянин Коробкин потребовал законодательно ограничить крепостничество.

2. Казак Маслов предложил отобрать крестьян у помещиков и передать их в коллегию, которая бы собирала с крестьян налоги и выплачивала бы эти налоги помещикам.

Иностранцы следили за работай Уложенной комиссии, например, англичане даже сравнивали комиссию с парламентом, но Екатерина не желала создавать парламент и даже выпускала указ в 1773 году, в котором говорилось чтобы уже бывшие депутаты не строили из себя народных «защитителей» и «вмешиваться в дела до их звания им не принадлежащих». Екатерина была разочарована. Она переоценила депутатов. Под причиной войны с Турцией Екатерина распустила Уложенную комиссию по домам. Соответственно комиссия прекратила свое существование в января 1769 года. Отдельные частные комиссии существовали до 1771 года и тоже были расформированы. В советской историографии считается, что Екатерина просто нашла причину, но большинство депутатов были служилые люди, поэтому они были необходимы на передовой.
-2
Императрица была недовольная работой Уложенной комиссии и даже высмеяла ее в журнале «Всякая всячина». Сочинив сказку, где унизила депутатов. «Комиссия уложения, - писала Екатерина, - быв в собрании подали мне свет и сведения о всей империи, с кем дело имеем и о ком пещись должно».

Новый свод законов не был создан, он появится только в 1832 году командой опытных бюрократов под руководством Федора Михайловича Сперанского, но это уже совсем другая история.

Почему работа Уложенной комиссии не увенчалась успехом?

1. Депутаты, не имевшие представления о юридической науке, вряд ли могли бы составить Уложение.

2. Кроме того, существовала и внутренняя убежденность каждого подданного в прерогативе самодержца издавать закона.

3. Слишком разные стремления были у различных категорий населения (конфликт интересов), и заседания Уложенной комиссии это наглядно продемонстрировали.

Гипотеза о том, что Уложенная комиссия, созванная Екатериной II в 1767 году, могла быть создана как фарс, предполагает рассмотрение ряда научных аргументов, которые могут подкрепить данное предположение:

  1. Ограниченная власть комиссии: Формально учрежденная для обсуждения и реформирования законодательства, Уложенная комиссия не обладала полной властью внесения изменений. Ее предложения и рекомендации подлежали утверждению монархом, что могло привести к ограниченному влиянию созданной структуры на реальные изменения.
  2. Манипуляции с составом комиссии: Екатерина II имела возможность манипулировать составом Уложенной комиссии, включая представителей, чьи взгляды соответствовали ее интересам. Это могло служить инструментом для управления ходом дискуссий и выводом комиссии на заранее заданные рельсы.
  3. Подчеркнутая элитарность: Композиция комиссии, включавшая представителей дворянства, горожан, купцов и других общественных слоев, могла быть представлена как широкий диапазон интересов. Однако, в действительности, эта гетерогенность могла служить лишь маскировкой, а истинные решения принимались в узких кругах.

Освежение имиджа монарха: Созыв Уложенной комиссии мог рассматриваться как попытка улучшения образа Екатерины II перед общественностью и Европой, выглядя как инициатор реформ. Это могло способствовать дипломатическим и политическим интересам монарха, но не обязательно приводить к реальным социальным изменениям.

В следующей статье я поделюсь с Вами биографией М. М. Сперанского и расскажу о нем множество интересных фактов. А пока напишите в комментариях как Вам статья и про кого сделать следующие выпуски. Спасибо, что Вы со мной :)