Еще на заре своего развития у человека возникла потребность изображать внешний мир, особенно животных, с которыми он сталкивался в повседневной жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки. Со временем из этой потребности родилось изобразительное искусство, отражающее действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Идеи о светописном изображении появились значительно позже, – созданию фотографий предшествовали многие поколения ученых и изобретателей.
История фотографии началась в далекой древности с открытия двух важнейших принципов: проекции изображения камеры-обскуры и наблюдения за тем, что некоторые вещества заметно изменяются под воздействием света. Камеры-обскуры (от лат. темная комната) представляли собой ящики или помещения, которые пропускали свет через небольшое отверстие с одной стороны и проецировали его на другое. Этот принцип был известен и использовался в доисторические времена. Самое раннее известное письменное упоминание о камере-обскуре можно найти в китайских письменах у философа Мо Цзы, датируемых 4 веком до нашей эры, а также у Аристотеля около 330 года до н. э.
Что же касается использования камеры-обскуры для зарисовок с натуры, то об этом впервые упоминает Леонардо да Винчи, подробно описавший камеру-обскуру в своём «Трактате о живописи». Он также изображает ее в своих рукописях. Итальянский математик и физик Джироламо Кардано (1501-1576 гг.) установил в камеру-обскуру линзу, а изображение с помощью зеркала проецировал на матовую стеклянную пластинку. Полученное изображение можно было обвести на бумаге.
В XVIII веке возникают действительно компактные модели камеры-обскуры, их создания стало возможно после усовершенствований Роберта Бойла и Роберта Хука. В 1807 году английский физик и химик Уильям Волластон изобретает на основе камеры-обскуры камерулюциду (camera lucida – лат. «светлая комната»), описанную еще в 1611-м Иоганнессом Кеплером в его труде Dioprice. Это устройство представляло собой четырехгранную призму, при определенном угле зрения совмещающую мнимое изображение пейзажа с листом бумаги, на котором делается зарисовка. Объектив представляет собой устройство из одной или нескольких линз. Длительный промежуток времени стояла проблема прозрачности стекла, такое стекло стало доступным в Европе лишь около 1200 года. Примерно в это время линзы, видимо, стали использовать и в камере обскуре, что позволяло получать более яркое и четкое изображение. Далее идет история усовершенствования приборов и соответственно линз.
Значительная часть предыстории фотографии связана со светочувствительными веществами, которые позволяют получить изображения и их зафиксировать. В 1826-м французский химик Антуан Жером открывает бром и приготовляет первое бромистое серебро, ставшее основой химии классического фотопроцесса.
Однако это только предпосылки, обеспечившие открытие фотографии и ее дальнейшее применение.
Важнейшие успехи в изобретении фотографии главным образом связывают с тремя именами: французов Ньепса и Дагера и англичанина Таль-бота.
Жозефом Нисефор Ньепс (1765-1833) родился в обеспеченной семье в Шалон-сюр-Соне в бургундском регионе Франции. Он долгое время своей жизни потратил на изобретательство вместе с братом Клодом. Установившаяся между братьями переписка оставила нам бесценные свидетельства о путях, которыми Нисефор Ньепс шёл к своему открытию. Нисефор обращается к опытам по закреплению изображений, получаемых в камере-обскуре, еще в 1796 году, в самом начале своей изобретательской практики.
В своем родовом поместье в соседней деревне Сен-Лу-де-Варенн он сделал разборчивые, но мимолетные снимки в 1816 году. В течение следующего десятилетия Нисефор испробовал целый ряд химических веществ, материалов и методов, чтобы продвинуть процесс, который он в конечном счете назвал гелиография, или «солнечное письмо».
Имеется сведение (письмо Клода к Нисефору от 1 июля 1822 г.), свидетельствующее, что уже в 1822 г. Н.Ньепсу удавалась получить снимки. «Полученная мною картина оказалась хорошо гравированой только в одной своей части… опыт доставил мне большое удовольствие потому что он позволил мне заключить, что моим способом можно воспроизвести как самые резкие, так и самые нежные тени». Таким образом этот год можно считать годом изобретения фотографии.
С этого момента развитие фотографии во многом связано с технологическими усовершенствованиями в трех областях: скоростью, разрешением и постоянством. Первые фотографии, такие как знаменитый вид Ньепса из окна в Гра (1826), требовали очень медленной скорости (длительного периода экспозиции), в данном случае около 8 часов, что, очевидно, затрудняло или делало невозможном, фотографирование многих объектов.
Описывая свой процесс в декабре 1827 года, Ньепсе признал, что он требует дальнейших усовершенствований, но тем не менее «это – результат первых робких шагов по совершенно новому пути».
Приоритет Нисефора Ньепса был подтвержден документами, опубликованными в прошлом веке. Изданная переписка Ньепса с Дагером, переписка с наследником Ньепса Исидором Ньепсом, письма других лиц, касающихся изобретения фотографии.
В этот момент жизни Ньепса появляется фигура «официального» изобретателя фотографии Луи Жака Манде Дагера (1787-1851).
Дагер владелец знаменитой Парижской диорамы, популярнейшего зрелища Парижа. С ним происходит то же, что в 1816-м с Ньепсом: овладевает желание отыскать способ закрепления светового образа, получаемого в камере-обскуре. При сходстве направления цели исследователей явно не совпадают. И когда в 1827-м Нисефор Ньепс пишет брату о своих гелиографиях, что «такие снимки имеют в себе нечто магическое, видно, что здесь сама природа», это вовсе не свидетельствует об одержимости оптической иллюзией, подобной дагеровской. Ньепс разрабатывал универсальную технику абсолютного копирования. И магическим ему виделось детальное удвоение, благодаря которому копия выглядела как сама природа. Для Дагера же магия была более всего связана с чувственными аффектами, с романтическим «правдивым обманом».
Через оптиков Винсента Шевалье и Шарля Шевалье, с которыми находится в профессиональных отношениях Ньепс, Дагер в январе 1826-го пишет последнему письмо, с которого и начинается их непростая связь. Чувствуя, что силы его покидают в 1829 г. Ньепс заключает партнерство с Дагером. Согласно договору, создается товарищество «Ньепс и Дагер». 5 июля 1833 года Нисефор Ньепс умирает. Права покойного в товариществе «Ньепс и Дагер» переходят к его сыну Исидору. В последующие пять лет Дагер создает первую полноценную фототехнологию, которой дает собственное имя. Значительно сокращалось время экспозиции и создавался стойкий результат, но это давало только одно изображение.
К 1837 году процесс в целом освоен. Свое открытие Дагер представляет секретарю Парижской академии наук Доминику Франсуа Араго. 7 января 1939 года Араго доложил академии об изобретении художника Дагер «с помощью светового луча получать прочное изображение на серебряной пластинке в камере-обскуре». 19 августа того же года на объединенном заседании Академии наук и Академии изящных искусств Араго уже знакомит общественность с конкретной технологией изобретения.
Однако Ньепс и Дагер были не единственными претендентами на звание изобретателей фотографии. Главным лицом в списке претендентов остается британец Уильям Генри Фокс Тальбот.
Тальбот эрудит, будучи потомком аристократического рода, получил прекрасное образование в Кэмбридже, где увлекался физикой, математикой, литературой и классическими языками. Интересовало Тальбота и рисование, однако недостаток мастерства привел его к экспериментам с захватом и закреплением изображения. В 1835 году Тальбот успешно запечатлел фотографию своего дома, аббатство Лекок. Он ничего не знал о фотографических успехах Дагера во Франции и не публиковал описания этого процесса. Талбот оставил опыты и занялся изучением оптики и античности.
Вскоре после того, как Луи Дагер объявил об изобретении дагеротипа в начале января 1839 года Тальбот заявил о приоритете своего изобретения, основываясь на экспериментах, которые он начал в начале 1834 года. На заседании Королевского института 25 января 1839 года Тальбот продемонстрировал несколько бумажных фотографий, сделанных им в 1835 году. В течение двух недель он сообщил Королевскому обществу об общем характере своего процесса, а через несколько недель последовали более полные подробности. Дагер не раскрывал публично никаких подробностей до середины августа, хотя к весне стало ясно, что его процесс и процесс Тальбота были очень разными.
Более ранние экспериментаторы снимали тени и изображения с камер с помощью солей, но они не могли найти способа предотвратить фатальное затемнение своих фотографий при дневном свете. Тальбот изобрел несколько способов химической стабилизации своих результатов, сделав их достаточно нечувствительными к дальнейшему воздействию, чтобы прямой солнечный свет мог быть использован для печати негативного изображения, полученного в камере, на другой лист соленой бумаги, создавая положительный. Признания ученый не получил.
В 1841 году Тальбот подал заявку на патент на свой «Калотипный процесс» (от греч. «калос» – красивый). Этот способ давал возможность тиражировать фотографии на бумаге. Ученый изобрел аналоговую фототехнологию, в основе остающуюся неизменной до ее цифрового апдейта в конце XX века. Таким образом, Тальбот стал создателем негативно-позитивной фотографии. С сравнения с дагеротипом возможности использования талботовской калотипии более расширены: появилась возможность варьировать отпечаток с получаемого негатива, изменять его тональность и цвет, да и вообще материал для печати, ткань, метал, фарфор; ретуши негатива и отпечатка. Сами термины «негатив» и «позитив» были предложены Джоном Гершелем, другом Талбота. Он сумел убедить Талбота заменить термин «фотогенический рисунок» на более универсальный термин «фотография» (световое письмо).
За известием об изобретении Дагера последовали заявления многих изобретателей, претендовавших на приоритет в открытии фотографии: порой можно было говорить об определенных достижениях, а то и о самобытности процесса. Бывала и так, что ни один из снимков по заявленной методике не сохранился, так что говорить об обоснованности притязаний достаточно затруднительно.
Однако дагеротип затмевал все прочие искания. Методика Дагера позволяла производить более четкие изображения, чем методики его главных соперников.
После открытия процесса дагеротипии 19 августа 1839 года, французское государство купило его у изобретателя в дар всему миру. Уже через несколько дней в Париже желающие могли приобрести фотографическую оптику и нужные химические вещества, необходимые для создания снимков.
Оглушительный успех дагеротипии затмил все другие. Стоило народу узнать про «вечное зеркало, полностью сохранявшее отпечатки», как он увлекся новинкой.
В 1839 году, когда Луи Дагер официально объявил о создании своего «дагеротипа», Россия стала осведомлена о блестящем новом изобретении. Действительный статский советник и академик Петербургской Академии наук Иосиф Гамель первым делом отправился в Англию, где познакомился с калотипом Тальбота и отправил в Россию подробный отчет. В 1841 году сам создатель калотипии прислал в Петербург несколько снимков. На некоторых имеется надпись Талбота «апрель 1839г.» – и приписка «photogr.», свидетельствующая, что уже и тогда существовал термин «фотография». Однако в России вошло в обиход слово «светопись». Впервые это слово упоминается на страницах журнала «Библиотека для чтения». В статье так и названной «Светопись».
Часть снимков калотипии представляла собой контактные отпечатки силуэтов растений, – другая – негативы, полученные в камере-обскуре, нерезкие и малоконтрастные; все снимки были красно-коричневого цвета. Они были явно неудовлетворительны по качеству, однако Академия наук поручила химику Ю.Ф. Фрицше изучить именно этот метод, привлекала возможность размножения копий. Фрицше изучил материалы Гамеля и предоставил отчет-записку о результатах опытов. Ученый внес в процесс калотипии (называли так же талботипии) некоторые улучшения, и таким образом, его работа является первым исследованием в области фотографии в России.
Затем Гамель уехал во Францию, где под руководством Дагера сам создал несколько фотографий.
В России талботипия не получила широкого распространения, хотя известны удачные опыты образованного любителя – П. Трубецкого в Одессе, – который выполнил в 1851 году 16 бумажных негативов; Скамони, крупный специалист по фотомеханическим процессам, сообщал, что эти снимки демонстрировались на Московской выставке в 1889 году.
В первые месяцы после изобретения фотографии в Россию хлынули предприниматели иностранцы, но поскольку они мало понимали фотопроцесс, открывавшиеся ими дагеротипные ателье не пользовались особой популярностью. Вскоре появились отечественные любители энтузиасты. Например, полковник Теремин сумел получить в октябрь 1839 года дагеротипный снимок Исаакиевского собора в Петербурге. В том же году вышли в свет первые брошюры Степанова, которые еще больше привлекли внимание и интерес к фотографии.
Настоящим инициатором русской фотографии был Московский гравер Алексей Греков. Он первый русский фотограф-портретист. Весной 1840 года он сообщил в «Московских ведомостях», что «после многократных опытов» ему удалось получить портреты.
В июне 1840 года Греков открыл «художественный кабинет». В апреле 1841 опубликовал брошюру в типографии Н. Степанова «Живописец без кисти и красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их свете и со всеми оттенками в несколько минут». Фотограф значительно удешевил дагеротипию, покрыв медные и латунные пластины серебром с помощью гальванопластики, и ввел множество других новшеств, облегчающих кропотливый и порой неприятный процесс фотографирования для клиента.
Значительный вклад в русское фотографическое искусство внес Сергей Левицкий, служивший в канцелярии графа Строганова. Увлекшись фотографией, Левицкий посещал лекции в Сорбонне, где познакомился с Дагером. Ранние снимки фотограф предпринял на Кавказе. Дагеротипы Левицкого с фотографиями Пятигорска и Кисловодска отправили на международную выставку в Париж, где он получили золотую медаль.
В 1847 году Левицкий начал использовать меха для удобства фокусировки и облегчения работы фотоаппарата. Он был первым, кто предложил, изображать объект фотосессии в двух позах, иногда даже в разной одежде. Левицкий также был одним из первых фотографов в Европе, который ввел декоративные взаимозаменяемые фоны. Кроме того, Левицкий предложил ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков. Для улучшения своего уровня владения в области дагеротипии фотограф в 1845 году поехал в Италию. Там он отснял виды Рима и портреты русских художников, проживающих там. Там же С. А. Левицкий сделал групповой снимок русских художников с Николаем Васильевичем Гоголем. Это единственное фотографическое изображение великого писателя. Дагеротип долгие годы пролежал в неизвестности и впервые был опубликован в журнале «Древняя и новая Россия» (декабрь, 1879).
Многие работы Левицкого утеряны, о них сохранились лишь воспоминания современников или сведения из периодической печати. Самое известное свидетельство с дагеротипным портретом императора Николая I, местонахождение которого, в настоящее время, неизвестно.
Вернувшись домой, Левицкий стал профессиональным фотографом. В Санкт-Петербурге 22 октября 1849 года напротив Казанского собора он сумел открыть дагеротипную мастерскую под названием «Светопись». Почти через десять лет, в 1867 году Левицкий открывает фотостудию, в которой была собрана уникальная галерея портретов выдающихся деятелей. Здесь фотограф продолжал эксперименты, на этот раз использовал электрический света в портретной фотографии с сочетанием солнечного света.
Одновременно с Левицким в Петербурге и Москве трудились несколько профессиональных-портретистов. В большинстве своем это были обосновавшиеся в русских столицах иностранцы. Первым в Петербурге (через три года после открытия Грековым «художественного кабинета» в Москве) появилось «дагеротипное заведение» Фоконье; впоследствии оно перешло к Бергамаско. Известностью пользовались мастерские Давиньона, Венингера, Даунтендея, уроженцев Петербурга братьев Цвернеров.
Среди дагеротипистов выделялся художник Лавр Степанович Плахов (1811-1881). В 1836 году он получил звание «художник первой степени», через несколько лет оставил живопись и занялся дагеротипией. В Петербурге проработал недолго и вскоре отправился по городам Украины.
Наравне с Левицким в 1850-е стоял самобытный фотограф, Андрей Деньер. Он являлся выпускником Академии художеств, в 1851 году открыл в Петербурге «Дагеротипное заведение художника Деньера». Фотограф создал альбом, в который вошли уникальные снимки с портретами известных деятелей русской культуры: врачей, ученых, писателей, художников, путешественников. Хорошо известен часто репродуцируемый портрет Т. Г. Шевченко (1858). В 1873 году Деньер получил высшую награду на Международной выставке в Вене.
Одним из первых в России фотографом-художником, который увлекся съемками бытовых жанровых сцен с натуры, был Василий Андреевич Каррик (1827 - 1878). В 1850 году окончил Академию художеств, совершенствовался в акварели, но избрал делом жизни молодое искусство светописи. В Петербурге Каррик открыл портретную мастерскую. Свои экскурсии и поездки с фотоаппаратом Каррик совершал в 70-х годах. Особенно удачно проведена им съемка в районах Поволжья. В 1876 году за успехи в светописи В. А. Каррик был удостоен звания фотографа Академии художеств.
Основоположником ранней жанровой фотографии можно считать русского художника Андрея Осиповича Карелина (1837 - 1906). Незаурядные способности позволяют юноше поступить в Петербургскую Академию художеств. В нем сочетаются дар художника и изобретателя, изучает оптику приемы освещения. Он первый ввел в обиход портретной фотографии рассеивающие и собирательные насадочные линзы, удлинял фокусное расстояние объектива и в условиях павильона делал сложные снимки без искажения пропорций, получая большую резкость во всех планах изображаемого пространства. В конце 70-х годов фотографы не достигали еще такого совершенства в съемке портретов и портретных групп на столь большом пространстве. Фотограф также отходил от привычных поз, располагал фотографируемых в различных планах.
Примерно в это же время в России зародился новый жанр фоторепортажа. Первооткрывателем жанра в России стал фотограф из Нижнего Новгорода Максим Дмитриев. Блестящий фотограф, автор многочисленных крупногабаритных работ в различных жанрах, Дмитриев приобрел отличную репутацию в Европе, тогда как дома его часто критиковали за «неадекватность» объектов своего искусства. Дмитриев создал целую серию, посвященную голоду в Поволжье. Посещая наиболее пострадавшие от засухи районы, он запечатлел страдания людей и ежедневный героизм врачей и медсестер: «Неурожайные 1891-92 годы в Нижегородской губернии». Фотограф создал альбом Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года и фотопортреты А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина.
К концу XIX века русские фотографы активно участвовали в международных выставках и салонах, где им часто присуждались престижные премии, а российские изобретатели неустанно совершенствовали техническую сторону создания фотографий. В 1887 году в России появился первый журнал, посвященный фотографии – «Фотографический Вестник». Его создатель почетный член Императорского Русского Технического Общества Павел Ольхин. В журнал помещались не только теоретические расчеты, но и практические рецепты, необходимые для обработки фотоматериалов. Все сведения, публикуемые на его страницах, основательно проверялись, так как в тот период времени было много мошенников, спекулировавших на возросшем интересе к фотографии.
Фотографическое искусство породило целую плеяду выдающихся мастеров, однако ранняя фотография только пыталась найти свое место в мире. С изобретением фотографии появилась возможность сравнивать, выбирать и делать выводы.