Найти тему
Учитель гармонии

О классном руководстве в музыкальном училище

Фрагмент зимней сессии, 2024
Фрагмент зимней сессии, 2024

Тема сложная. Я была некогда причастна, теперь уже нет. Готова порассуждать, основываясь на опыте нашего учебного заведения.

Итак, людям - исходно, в среднем - от 16 лет. Некоторым поначалу 15. "Верхняя граница" зависит от специальности, у вокалистов она традиционно выше. В общем, возраст всякий разный, в том числе школьный. Логически, руководство "первого уровня" необходимо - в большей степени, организационное. А порой и воспитательное: это, конечно, реже. Кураторы в деле, но противоречий здесь нет.

Кому руководить? Очевидно, педагогу, ведущему на курсе значимый предмет и хорошо знакомому с ребятами. Это нормально работает на тех специальностях, где набор в параллели невелик: теоретики и хоровики, к примеру, "обозримы", их нетрудно охватить - и реально разобраться в особенностях каждого ученика. А разбираться надо непременно.

Со струнниками, духовиками и пианистами в разы сложнее. Музлитератор больше подходит на роль "классрука", ибо видит весь набор. А вот сольфеджистов с курсом обычно работает сразу несколько: у каждого своя мелкогрупповая территория. Абсурдно руководство человека, знакомого лишь с пофамильным списком 2/3 (3/4?) контингента. Но, увы, случается и такое. Вынужденно. Как вариант, на помощь приходит общеобразовательный отдел. У его посланников немало преимуществ, но чувство музыкантской специфики - под вопросом. Хотелось бы качественного осознания руководителем, что такое есть наши специальные дисциплины, - элементарного понимания трудозатрат. В конце концов, немузыканты имеют право не чувствовать печёнкой, сколь сложна гармония для отдельных персонажей.

Преподаватели специальных классов, не ориентированные на групповую работу, в качестве руководителей не рассматриваются (кроме особых распоряжений по срочной замене).

Классное руководство - это надбавки к зарплате. Процент внушительный, но в абсолютном выражении деньги невелики. Частными уроками предполагаемый бонус отбивается "на раз", при существенно меньших усилиях. И потому, честная жалоба в кулуарах - "Повесили классное руководство" - кажется обоснованной. Единственная разумная мотивация тут - "по любви". И люди находятся, факт. Педагогическая молодёжь, кстати, в этом самоутверждается. Такова была и я (2004 - 2012), но после второго отпуска по уходу нашла себя освобождённой от должности. К лучшему! Администрация безусловно права: ценю, принимаю. С тех пор уходила и возвращалась ещё дважды.

Классное руководство органично для тех, чьи собственные дети (а то и внуки) выросли, хотя ресурс в наличии (свойство натуры, не иначе). Возможно, детей в планах и не было вовсе, либо не сложилось - но общение с учениками покрыло потребности в человеческой теплоте. И такие классные руководители бывают невыразимо прекрасны.

Каковы же обязанности? С "культпросветом" неоднозначно. Нужны, нужны драмтеатры, музеи и выставки. Но пережать - опасно. Играющий подросток с перспективой поступления в МГК... ну очень хорошо знает, сколько именно часов ему необходимо повкалывать в сутки на своём инструменте, - плюс ансамбли и, возможно, репетитор по сольфеджио-теории-гармонии. "Заманчивое" предложение коллективно посетить музей, поперёк намеченного, будет воспринято как нарушение личных границ. И справедливо. У нас так.

Ещё особенность контекста! Половина ребят проживает в "кампусе". Не каждому легко смириться с отрывом от семьи. Адаптация принимает разнообразные формы, порой несимпатичные. Классный руководитель призван во всё это вникать, навещать своих подшефных в общежитии, ответственно пробуждать идейных сов всяческими методами, бороться за успеваемость группы в целом и каждого красавца в отдельности, взаимодействовать с родителями на расстоянии, проводить беседы о вреде курения. Да, помимо основной своей, лекторской и методической работы. Лично мне запомнились регулярные визиты в общежитие с небулайзером. Молодой специалист, я была старательна и услужлива, трепетно-суетлива. Отошла от такого стиля поведения. Нынче убеждена, что высокая забота наставника лежит в другой плоскости.

В нашем училище 6 отделений. Умножаем на 4, по курсам (годам обучения). Непросто подыскать, одномоментно, 24 светлых личности, красиво и чисто несущих бремя классного руководства. Но подвижники встречаются. Некоторая часть студентов - под надёжной защитой. Кто-то руководит формально, другой вкладывается всей душой. Не каждый ученик способен оценить и обдумать вложения педагога. Иному достаточно, чтобы его "не трогали", "оставили в покое".

А я, кстати, не планирую возвращаться в ряды классных руководителей alma mater. Образ "семьи" со студентами, вероятно, поддержать не смогу. В то же время, "просто числиться" и активничать на уровне скупых объявлений в чатах - не имею обыкновения.

Здесь нужен человек, готовый обнять весь мир.

Слишком много воды утекло с тех пор, когда меня вдохновляли подобные кондиции.