Найти тему
Шпионские страсти

История «мародёров». «Операция Галахад»

1943-1944 годы

Бирма

Под кодовым названием «Операция Галахад» подразумевалось, что 5307-я долговременная группа просачивания (о ней смотри публикацию «История «мародёров». Создание) пройдёт сквозь джунгли и горы в Северную Бирму, где окажется в тылу японских войск. Её действия во вражеском тылу окажут помощь наступающим китайским войскам.

«Мародёрами» солдат и офицеров прозвали потому, что они были первым подразделением, которое полностью снабжалось по воздуху. Им приходилось пробиваться сквозь непроходимые джунгли, полные лазутчиков противника, имея под рукой только мулов* для перевозки амуниции и боеприпасов.

Они шли сквозь густые заросли джунглей, в любую минуту ожидая атаки противника.

Впереди шли разведчики, готовые в любой момент нарваться на невидимого противника.

Так лейтенант Уилсон выжил чудом, когда его взвод нарвался на японский дозор. Враги оказались в десяти метрах друг от друга. Кто-то взорвал гранату в тот самый момент, когда лейтенант Уилсон упал наземь. Осколки от гранаты посеклинапрочь его вещмешок. Падая Уилсон успел выпустить очередь в японского офицера. И подобных случаев столкновения «мародёров» с японцами хватало.

Мародёры Мэрилла. Американские братья Чиндитов по оружию — Мародеры Меррилла — также понесли исключительно тяжелые потери в ходе своей наступательной операции. От первоначальной их численности в 2 997 человек в строю осталось 130 боеспособных солдат и офицеров. Из 2 750 Мародеров, отправившихся в долгий марш по джунглям Бирмы, только двое ни разу не попали в госпиталь с ранениями или серьезными заболеваниями. Не вернулось после этой кампании около 500 человек.
Мародёры Мэрилла. Американские братья Чиндитов по оружию — Мародеры Меррилла — также понесли исключительно тяжелые потери в ходе своей наступательной операции. От первоначальной их численности в 2 997 человек в строю осталось 130 боеспособных солдат и офицеров. Из 2 750 Мародеров, отправившихся в долгий марш по джунглям Бирмы, только двое ни разу не попали в госпиталь с ранениями или серьезными заболеваниями. Не вернулось после этой кампании около 500 человек.

Был случай, когда одна из групп «мародёров» провела в окружении одиннадцать дней, отстреливаясь из сложенных в виде укрепления туш дохлых мулов и трупов японских солдат, погибших раньше, так как атаки японцев шли волна за волной.

В другом случае японцы закидали гранатами одно из пулемётных гнезд «мародёров», захватили пулемет «мародёров» и стреляли из него почти час, пока их удалось выбить.

Несколько раз пришлось прорубываться сквозь сплошные джунгли. Один раз, чтобы обойти скопление японских отрядов, другой – чтобы подойти близко к позициям японской артиллерии, выявить еёточные координаты и навести на неёавиацию.

Как вспоминал в своих мемуарах лейтенант Уилсон, прорубаться через девственные джунгли это часто означало; целыми днями пробивать тропу без всякого заметного результата. Бамбук приходилось обрубывать в двух местах: у самого корня и на уровне верхушки тюков на спинах мулов, потому что ветви были настолько плотно переплетены, что не давали срубленным растениям упасть.

Но гораздо большие неприятности, чем японцы и неожиданные встречи с ними, «мародёрам» доставляли болезни. Так все участники похода были в крови не от ран, а от укусов пиявок, которых было полно в местных джунглях. Затем пришла дизентерия. Она была настолько тяжёлой, что как вспоминает Уилсон, он и некоторые другие солдаты и офицеры для удобства просто вырезали дыру в задней частиштанов, чтобы не снимать их поминутно.

Почти девять месяцев, сражаясь с японцами, страдая от болезней и причуд местной природы, провели «мародёры» в джунглях Бирмы, когда, наконец, пришёл приказ, что «мародёры» должны идти к японскому аэродрому в Миуткиуна. Захватить его, чтобы их могли вывезти к своим на самолетах. Измотанные усталостью и болезнями они должны были пройти 90 миль через одну из самых высоких горных вершин Бирмы.

Им пришлось карабкаясь по склонам горы в 1800 метров высотой, покрытым скользкой грязью и глиной, размокшей от постоянных дождей. Мулы оступались, падали, ломали себе шеи, натыкались брюхом на острые отростки бамбука, гибли десятками. Сто пятьдесят человек заболело тифом. Их пришлось тащить на носилках.

Выжившие «мародёры» сами не верили, что они сумели совершить этот переход.

Но они дошли. Выбили японцев. Захватили аэродром и дали знать по рации своим, что они на аэродроме. К этому времени из трёх тысяч солдат и офицеров, вышедших в поход по джунглям и горам Бирмы, в более-менее боеспособном состоянии остались около двухсот человек. Многие погибли, остальные лежали пластом от болезней и ран. Когда прилетели военно-транспортные самолеты ВВС США, большинство из «мародёров» занесли в самолёты на носилках, в том числе лейтенанта Уилсона, описавшего этот поход по тылам японской армии.

Выживших доставили на базу в Индию. А дальше начались безобразия.

Командование армии, что Великобритании, что США сделало вид, что такого подразделения вообще не существует. Ни один старший офицер не посетил выживших на базе, не было проведено ни парада, ни построения с вынесением благодарности за выполненную боевую задачу, ни торжественного награждения. Не было официального признания и поощрения части. К тому же, когда набирали солдат и офицеров в 5307-ю долговременную группу просачивания, им обещали, что «опасное задание» займёт всего три месяца. На самом деле оно продлилось более девяти месяцев. Всё это вызвало угнетение боевого духа***, и как следствие — полный развал дисциплины и утрату боеготовности. В короткое время произошло разложение части. Стал доминировать уголовный элемент.

Воровство было повальным, солдаты игнорировали приказы своих немногих выживших командиров. Ночи были заполнены пьяными оргиями. Напивались в стельку местным самопальным виски, «отлакированным» марихуаной. Палили из пистолетов в небо, насиловали женщин. Жестокие кулачные бои были обычным развлечением.

В связи с этим командование поспешило расформировать 5307-е подразделение в августе 1944 года.

Источник не сообщает, куда направили выживших после расформирования: в действующие части, на гражданку или под трибунал за выполнение заданий командования.

Союзники (Великобритания и США) преследовали в чём-то противоречащие друг другу стратегические цели в ходе боевых действий в этом регионе, что в результате отразилось на трениях военных в штабах и на высоком уровне потерь среди чиндитов и "мародёров". США были заинтересованы в прекращении конфронтации между чанкайшистами и коммунистами в Китае и консолидации их военных усилий против Японии, а также в том, чтобы восстановить сухопутный Бирманский транспортный коридор в Китай для доставки военных грузов. Великобритания преследовала более ограниченные цели - англичан устраивало разрушение транспортной логистики японцев в Бирме и блокирование наступления японцев на Индию, кроме того американские военные грузы, предназначенные Китаю (скопившиеся в портах Индии) использовались британской армией.

Военные и политические цели не всегда совпадают, особенно это касается капиталистических государств.

* корабль, перевозивший мулов, был торпедирован в Аравийском море . Они были заменены 360 австралийскими валерами (порода лошадей), первоначально приписанными к 112-му кавалерийскому полку в Новой Каледонии, но позже признанными непригодными для ведения боевых действий в джунглях.

**Бригадный генерал Орд Уингейт (Orde Wingate), подчинявшийся непосредственно генералу Арчибальду Уэйвеллу — главнокомандующему союзными антияпонскими силами на бирманском фронте, выдвинул идею создания для борьбы с японцами боевой группы частей специального назначения.
Такая часть была создана — 77-я Индийская пехотная бригада, ставшая известной под названием "Чиндиты" летом 1942 года. Ее название происходило оно от имени мифического зверя Chinthé или Chinthay, статуи которого «охраняют» буддистские храмы в Бирме. Половина Чиндитов была представлена британцами, кроме того, в группу вошли батальон гуркхов и батальон бирманских Стрелков. Уингейт готовил своих солдат и офицеров к длинным маршам в тыл противника. Планировалось, что его подразделения будут снабжаться с воздуха. Тактическая авиационная поддержка должна была стать заменой артиллерии. Чиндитам предстояло перемещаться по заросшим джунглями горам, рассчитывая на неожиданные для противника атаки.

*** Действиями и Мародеров, и Чиндитов на последнем этапе боев руководил генерал Стилвелл, который умел добиваться результата любой ценой и, по ряду свидетельств, презрительно относившийся к британцам и их умению воевать. Это был действительно незаурядный командующий, умевший быстро принимать решения, чётко ставить боевые задачи и выжимать из своих солдат всё.
Еще один австралийский офицер-корректировщик ВВС Теренс О’Брайен, участвовавший во втором рейде Чиндитов вместе с батальонов гуркхов, так высказался о нём:
«То, как относился Стилвелл к Мародерам — это позор не только для американской армии, но и для всего рода человеческого.» За период с 6 по 27 июня 1944 г. одна из бригад Чиндитов, следуя приказу Стилвелла достичь цели любой ценой, сумела захватить город Могаунг, потеряв около 800 человек убитыми и ранеными — 50% солдат и офицеров, принимавших участие в этой операции. Опасаясь того, что после этого придёт приказ присоединиться к осаде города Мьичина, ее командир бригадир Калверт оставил Могаунг на попечение подразделения боевой группы Стилвелла, отключил свои радиостанции и отступил вместе с оставшимися 300 человек (10% от первоначального состава бригады) к городу Камаинг, где в то время находился штаб Стилвелла. Этот шаг мог вполне закончиться военным трибуналом, но Стилвелл и Калверт встретились лицом к лицу… Главнокомандующий вник в ситуацию, и всё обшлось благополучно для командира бригады.

(Источник: Аростегай М.)