Найти в Дзене

Мастер и Маргарита - 2024

Добрый вечер, дорогие друзья! Ваша покорная слуга сегодня посетила показ фильма "Мастер и Маргарита". Супруг начитался противоречивых отзывов и отказался присоединиться. Я сказала, что пойду одна, без обид и недомолвок. Во-первых, Михаил Афанасьевич - мой любимый писатель, во-вторых, я сама где-то седьмая вода на киселе писатель, пошла в творческую командировку, так сказать. Роман "Мастер и Маргарита" я прочитала где-то с пятого раза. Начинала лет в 20, когда уже начали продавать Булгакова в книжных магазинах. Помню, работала тогда на "Калужской" во ВНИИ "БИОТЕХНОЛОГИЯ" в отделе "Паблик рилейшнз", между прочим, начальник у меня там был Олег Викторович Морозов, ныне Председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по контролю. Тогда я попробовала почитать "Мастера и Маргариту". Но что-то не пошло. Я отложила книгу, решила, что найдется удобный случай. Книг я всегда читала много, скучать не приходилось, но я не теряла надежды, что наступит тот счастл
Обложка первого издания
Обложка первого издания

Добрый вечер, дорогие друзья!

Ваша покорная слуга сегодня посетила показ фильма "Мастер и Маргарита". Супруг начитался противоречивых отзывов и отказался присоединиться. Я сказала, что пойду одна, без обид и недомолвок. Во-первых, Михаил Афанасьевич - мой любимый писатель, во-вторых, я сама где-то седьмая вода на киселе писатель, пошла в творческую командировку, так сказать.

Роман "Мастер и Маргарита" я прочитала где-то с пятого раза. Начинала лет в 20, когда уже начали продавать Булгакова в книжных магазинах. Помню, работала тогда на "Калужской" во ВНИИ "БИОТЕХНОЛОГИЯ" в отделе "Паблик рилейшнз", между прочим, начальник у меня там был Олег Викторович Морозов, ныне Председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по контролю. Тогда я попробовала почитать "Мастера и Маргариту". Но что-то не пошло. Я отложила книгу, решила, что найдется удобный случай. Книг я всегда читала много, скучать не приходилось, но я не теряла надежды, что наступит тот счастливый момент, когда шедевр Мастера зайдет. Зашел он лет через 7. К тому времени у меня произошла масса событий в жизни, видимо, нужные рычаги были нажаты, и с тех пор я перечитывала эту нетленку минимум раз в год, а иногда и чаще. Что характерно, перечитывая в очередной раз, находились какие-то интересные моменты, с тем осознанием, как будто ты видишь этот текст впервые. Ну, недаром говорят, что данное произведение Михаила Афанасьевича пронизано бесконечной мистикой.

Так вот, сегодня, заехав в столицу, я решила устроить себе некоторую культурную программу. С выставками что-то не срослось, поэтому я решила сходить на фильм, учитывая, что отличный кинотеатр в ТРЦ "Ангара" теперь у нас практически под боком.

«Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

Воланд - Аугуст Диль
Воланд - Аугуст Диль

Транслировать сам фильм начали через полчаса после того, как погасили свет, 30 минут шла реклама. Потом наконец начался сам фильм. Первые кадры были мрачны, мелькали люди, а затем Маргарита начала крушить квартиру Латунского. У меня создалось ощущение, что сценарий писали так: сценарист открывал книгу на удачу, начинали читать, или гадали на строчки сверху или снизу, и так в конечном итоге написали. Я читала, что данную версию фильма советовали смотреть тем, кто хорошо ориентировался в произведении. Для тех, кто не читал совсем, или читал давно, просмотр не рекомендовали, чтобы не испортить впечатления.

А теперь просто по пунктам хочется разложить мои наблюдения о фильме, которые я буквально конспектировала во время просмотра. Несколько раз я хотела заснуть, но досмотреть было надо.

1. Заснуть не давали взрывные моменты, нарочитые крики, пассажи, там, где, в принципе их не особо ожидалось, но, вероятно, это была какая-то фишка режиссера, не буду оспаривать, но не очень-то их поняла.

2. Маргарита сетовала, что ее может сбить советская авиация, если она полетит на швабре по Москве. Но Азазелло успокоил ее, что она будет невидимой, поэтому можно спокойно мазаться специальным кремом.

Да, еще, через 2 кресла от меня сидела женщина и в течение всего сеанса ела что-то, громко шурша оберткой, потом стала грызть семечки, при этом повторяя каждые 10 секунд "Ага, ну, да". Я тренировала свое терпение.

3. Мне понравился слоган или песенка, которую пели комсомолки, выстраивая пирамиды из собственных тел на сцене театра. Сначала это было представление по пролетарскому сценарию, а затем срочно начался сеанс черной магии. Слова "Варьете" не было. Я понимаю, в один фильм всего не уместить, решили поработать с хаосом. Авось, зайдет!

"У нас все поровну, у нас все есть, и что надеть, и что поесть!"

4. Стало обидно, как режиссер прошелся по советским людям. Да, не все было гладко, не все было хорошо, не всем все нравилось. Но автор так никогда не поступал. Булгаков с уважением относился к простому трудовому народу, он изобличал казнокрадов, подонков, развратников, но М.А. не оскорблял людей. Он был доктором, он лечил людей, я не помню в его произведениях, чтобы он глумился и унижал русского человека. Здесь режиссер вынул свое нутро наружу, конечно, рос и учился он в США, откуда ему знать о глубинном народе и так далее, как сейчас многие говорят.

Не могу не вспомнить один сюжет из "Записок юного врача", рассказ "Полотенце с петухом". Булгаков описывал себя после окончания университета. Как трогательно и до слез. Обязательно прочитайте, если не читали.

Сентябрь 1917 года. В Мурьинскую сельскую больницу приезжает новый 23-летний доктор, только что окончивший университет. Он растерян, боится не освоиться, пугается авторитета Леопольда Леопольдовича, его предшественника. Немного освоившись, он решает лечь спать.
В дом врывается человек. Выясняется, что его единственная дочь (редкостная красавица) попала в мялку, и он молит спасти её.
Левая нога у девушки почти оторвана, правая — серьёзно раздроблена. Акушерки и фельдшер считают, что она вот-вот умрёт от кровопотери. Преодолев растерянность и ужас первых минут, доктор распоряжается вколоть девушке камфоры и начинает ампутацию остатков левой ноги. На правую кладёт гипс.
Спустя два с половиной месяца отец с выжившей дочерью приходят отблагодарить доктора. Девушка дарит доктору вышитое ею «длинное снежно-белое полотенце с безыскусственным красным вышитым петухом».
— Не возьму, — сурово сказал я и даже головой замотал. Но у неё стало такое лицо, такие глаза, что я взял…И много лет оно висело у меня в спальне в Мурьине, потом странствовало со мной. Наконец обветшало, стерлось, продырявилось и исчезло, как стираются и исчезают воспоминания.

5. Мне понравился кот, вернее коты: один, который жил у Мастера в подвале на Арбате, второй - тот самый Бегемот. Отличные мейнкуны, красавцы и умнички. В этом смысле попали в точку. И вписались коты очень хорошо, не без помощи ИИ, естественно.

6. Игорь Верник сначала играет коферансье Бенгальского, затем переодевается в Любовь Бенгальскую с явным закосом в сторону Любови Орловой. Не просекла, где надо смеяться.

7. В принципе, романтическая часть романа показана неплохо, Юлия Снигирь хорошо играет Маргариту, Евгений Цыганов только однажды дернул мышцами на лице, я даже сфотографировала это с экрана. А так, обычное каменное лицо, в любой ситуации. Ну, он такой, все уже давно должны к этому привыкнуть.

-3

Понравилась сцена, когда Маргарита вытаскивает Мастера в поле с корзинкой, в которой лежит бутылочка красненького, 2 бокала, 2 яблока и 2 груши. Тоже надо вытащить своего, сместиться на бывшее колхозное поле в Балобаново, подальше от остатков стада коров и соприкоснуться с природой.

8. Маргарита прибежала в психиатричку к Стравинскому и чуть не порвала его белый халат. Стравинский - Ярмольник. Очень нестандартная сцена. Откуда она узнала, что Мастер-Женя лежит там? Наверное, Азазелло подсказал.

9. Азазелло похож на какого-то гестаповца. Он, конечно, не очень добрый человек, но здесь показан во всей красе.

10. Прасковья Федоровна, медсестра, хромая, явно в детстве переболела полиомиелитом. Отдает Маргарите рукопись. Играет Яна Сексте, очень характерно и натурально. У папы была тетка Валя, она тоже в детстве переболела полиомиелитом, хромала до конца дней, замуж не вышла, комплексовала. Хорошо, что нам потом капали розовые капли на язык или давали розовый сахарок в виде прививки.

11. Маргарита глушит вино из горла бутылки, читает роман, потом умирает. Шикарно!

12. Верхушку чаши из черепа Берлиоза топорно отпилили ножовкой.

13. Воланд понравился, но он какой-то немного "няшный", по сравнению с героем О. Басилашвили. В принципе, нормально. Зачёт.

14. Финала практически нет. Сцен из Ершалаима не более трех. Всё, аллес капут!

Короче, фильм-каша, хотя игра отдельных актеров мне понравилась, потому что собрали хорошую компанию. Но к роману Михаила Афанасьевича Булгакова все это действо имело весьма опосредованное отношение. Посмеялся Мастер в очередной раз и порадовался, что помнят его, хоть и в такой интерпретации. Ну, оне художники, оне так видят!

Собственно, к чему я, даже не знаю, советовать или отговаривать смотреть. Решайте сами. В любом случае, это опыт, новые ощущения, сформируете свое собственное мнение.

Желаю всем приятного вечера и спокойной ночи! А сама, наверное, еще раз посмотрю картину Владимира Бортко, чтобы выровнять сюжет, плюс музыка Игоря Корнелюка уж очень мне нравится!