Максимально допустимую стоимость бензина и дизеля по госзаказам привяжут к биржевым показателям.
Максимально допустимую стоимость бензина и дизеля, реализуемых по госзаказу, привяжут к биржевым показателям. Власти готовят новые меры для сдерживания цен на топливо. Соответствующий приказ уже прорабатывает ФАС. Предполагается, что он решит проблему ценовых перекосов в регионах, снизит расходы региональных транспортных компаний и коммунальщиков, а также сдержит рост тарифов, в том числе ЖКХ. Это фактически прецедент, когда государство начинает регулировать цены на топливо.
Допустимая стоимость
Власти готовят меру сдерживания роста цен на топливо — для этого начальную максимальную стоимость продаваемого по госзаказу бензина и дизеля будут высчитывать по показателям биржи, а не по усмотрению поставщиков. Проект такого приказа подготовлен ФАС. Мера может быть принята уже в ближайшие месяцы.
— Цена контракта не должна превышать среднее арифметическое значение биржевых и внебиржевых цен на соответствующий товар за последние три месяца, предшествующие месяцу, в котором заключается договор или согласовывается дополнительное соглашение (спецификация), определяющее конечную стоимость товара.
Мера, прорабатываемая ФАС, — фактически прецедент, когда государство начинает регулировать цены на топливо.
— Разработка порядка предусмотрена дорожной картой развития биржевой торговли. Проект документа определяет расчет стоимости для трех составляющих: начальная максимальная цена контракта, цена контракта с единственным поставщиком и начальная единица товара.
Сформированная на бирже стоимость топлива является рыночной — это позволит госзаказчикам при определении начальной максимальной цены контракта избежать завышенных цен, которые могут быть образованы по итогам рассмотрения запроса предложений у участников нефтяного рынка. Кроме того, утверждение единых правил повысит конкуренцию и прозрачность ценообразования, заключили в ФАС.
Вице-премьер Александр Новак 19 января провел совещание с представителями нефтяных компаний, в ходе которого обсуждался вопрос состояния топливного рынка и стабилизации цен. Накануне на рынке наблюдался рост цен на топливо, одним из факторов стало снижение выпуска бензина на Нижегородском НПЗ «Лукойла» из-за вывода из строя оборудования.
Сегодня законом предусмотрено определение начальной максимальной цены госконтракта методом сопоставимых рыночных цен.
— Весь вопрос — где брать информацию о стоимости. Чем хороша биржевая цена? Тем, что цена открытая и всегда можно посмотреть, какие данные были при торговле на бирже в тот или иной момент времени, когда проводилась закупка. Мы получим при правильном использовании этого метода единообразные, точнее, рыночные цены на территории всей России.
В топливной отрасли, сейчас расчет цены топлива для госзаказа определяется с учетом данных от нескольких участников рынка — высчитывается средний показатель стоимости поставки, который игроки могут искусственно завышать по сговору.
— Не секрет, что манипуляции с формированием цен госконтрактов встречаются, и в практике ФАС были дела о различного рода сговорах на торгах, когда бензин, авиационные керосины и другие нефтепродукты закупались по ценам на 30–40% выше рынка.
Привязка биржевых показателей к госзаказу позволит исключить ряд злоупотреблений с учетом того, что многие заказчики заключают долгосрочные контракты на год.
— У прокуратуры и ФАС появится основание для того, чтобы вмешиваться в случае завышения закупочной стоимости. Приказ ФАС позволит снизить расходы учреждений, задействованных в жизни населения: это муниципальные перевозчики, предприятия ЖКХ. Появится основание для оптимизации тарифов на эти услуги.
Также ориентирование госзаказа на биржу с его долгосрочными контрактами обеспечит стабильную долю спроса на бирже. Если же определенный вид топлива на такой площадке не продается (например, пеллеты), то госзаказ будет учитывать данные Росстата.
Экономическая оценка
В сентябре 2023 года президент России Владимир Путин поручил правительству представить предложения по улучшению качества перевозок пассажиров в наземном общественном транспорте, а также составить экономическое обоснование по формированию стоимости проезда и применению мер поддержки.
— Стоимость топлива отражается практически на всех отраслях экономики, но в разной степени. Если говорить именно о государственных и муниципальных предприятиях, то в первую очередь это повлияет на промышленное производство, обрабатывающую промышленность и транспортные компании.
Постановление ФАС скорее может обеспечить бесперебойность поставок топлива, чем сдерживание цен.
— Как мы видели в 2018, 2021 и 2023 годах, на нашем рынке иногда происходят ценовые кризисы. В ходе таких кризисов биржевые котировки автобензинов могут подниматься до 55–68 рублей за литр. Это без учета доставки и прочих сопутствующих обстоятельств. А котировки определяют на нашем рынке оптовые цены. Если по той или иной причине через несколько лет случится еще какой-то кризис, то привязка к бирже просто позволит закупать для муниципальных нужд топливо по актуальным рыночным ценам. Не более того.
Расчет начальной цены тендера должен производиться по биржевой стоимости, но этого решения недостаточно.
— Госзакупки должны быть переведены на биржу, а формирование стоимости нефтепродуктов в рамках этих тендеров — осуществляться по формуле. К примеру, среднее значение территориального индекса биржи со скидкой или премией в зависимости от условий поставщика или покупателя. Это приведет к более точному планированию бюджета, однозначному снижению внеплановых бюджетных трансфертов в адрес потребителей и будет стимулировать развитие срочного рынка.
Впрочем, эту меру прорабатывают для ограничения стоимости топлива только для муниципальных и государственных нужд, то есть коммерческие транспортные компании будут закупать его по прежним ценам.
— А значит, торговцам станет невыгодно его продавать муниципальным и государственным организациям, так как для них самое главное — это извлечение прибыли. На этом фоне муниципальные и государственные организации могут столкнуться с дефицитом топлива.
Для того чтобы обсуждаемая мера была действенной, необходимо как-то закрепить обязательства для нефтяников по поставкам необходимых объемов топлива для муниципальных и государственных нужд по новым ценам, иначе появляются высокие риски его дефицита для таких учреждений.