Найти тему

Фильмы по книгам: сравниваю экранизации "Ярмарки Тщеславия" У.М.Теккерея

Оглавление

Иногда приятно посмотреть фильм, сюжет которого заранее знаешь от начала и до конца. Интересно оценить подбор актёров, разделить отклонения от литературной основы на вынужденные и "режиссёр-так-видел", отметить авторскую расстановку акцентов. Бывает, вчитываешься в каждую строчку книги, а посмотришь фильм - и находишь то, что писатель так явно хотел подчеркнуть, а ты при чтении пропустил.

Изображение на книге издательства АСТ - на самом деле, картина Огюста Тульмуша "Невеста поневоле"
Изображение на книге издательства АСТ - на самом деле, картина Огюста Тульмуша "Невеста поневоле"

Именно поэтому сравнение экранизаций доставляет мне такое удовольствие. В этой статье я буду сопоставлять (как между собой, так и с романом) два кинематографических произведения: американский фильм 2004 года и британский мини-сериал 2018. Для удобства буду следовать плану:

1. важный вводный комментарий

2. взаимоотношения "фильм-книга"

3. съёмки и актёрская игра

4. итог

А если вам ну ооочень понравился роман Теккерея, не останавливайтесь на этих экранизация - их, на самом деле, огромное число! Ну а я пока ограничусь двумя) Поехали!

"Ярмарка Тщеславия" 2004, США

Постер к фильму 2004 года
Постер к фильму 2004 года

1. Начну с самого главного, чтобы не забыть: если вы не читали книгу, понять происходящее будет очень-очень трудно! Скорее всего, не поможет даже краткий пересказ произведения: в романе так много героев, их судьбы так тесно переплетены, а членов каждой семьи по британским обычаям так часто называют по их одинаковой фамилии, что помогут разве что пояснения разбирающегося друга ("Ты чего, не узнаёшь? Это же мать той девушки, которая вышла замуж за того мужчину, который..."). Не знаю, как предполагалось, что зритель без подготовки выследит перемещения стольких людей за (внимание) пятнадцать! лет, запихнутые в тесные 141 минуту. Может, по задумке нужно ставить фильм на паузу и выписывать, кто на ком женился и куда поехал... В общем, лучше рассматривать этот фильм не как самостоятельное творение, а как иллюстрацию к событиям романа - тогда не запутаетесь и разочарованы точно не будете.

2. Режиссёр (Мира Наир) добавила к сюжету Теккерея своё небольшое введение, в котором показала сцену из детства главной героини. Как мне показалось, она совсем не выбивается из общей картины и плавно вводит зрителя в контекст истории. Однако это изменение значительно сказывается на восприятии произведения: если Теккерей представляет нам Бекки Шарп как персонажа, совершенно не вызывающего ни сочувствия, ни в большинстве случаев даже понимания, то в фильме как раз благодаря вводной сцене мы оказываемся более вовлечены в её жизнь. В середине также есть момент, когда мы проникаемся сомнением в испорченности героини. Впрочем, сериал 2018 года (о котором я буду говорить позднее) исказил идею писателя ещё сильнее.

В ЭТОМ АБЗАЦЕ ЕСТЬ СПОЙЛЕР! Также в фильме 2004 года есть герой, образ которого в сравнении с оригиналом сильно очернили. Читатели романа, конечно, помнят о достаточно холодном отношении Джорджа Осборна к своей невесте Эмили, но в фильме он показан прям ну неправдоподобно чёрствым. Эти сцены, понятное дело, добавляют яркости фильму. И топорности.

За исключением этого замечания остаётся только один упрёк: в XIX веке я, конечно, не жила, но одежда и поведение персонажей в некоторых эпизодах немного противоречит моим представлениям об этой эпохе. Ничего прям критичного, как это иногда бывает, не обнаружила. Но если вы серьёзно относитесь к исторической точности, то фильм вряд ли для вас: создатели без сожаления пожертвовали аутентичностью во имя зрелищности.

Вот в такие костюмы в фильме облачены типичные представители XIX века (персонаж слева приехал из Индии, что его вряд ли оправдывает)
Вот в такие костюмы в фильме облачены типичные представители XIX века (персонаж слева приехал из Индии, что его вряд ли оправдывает)

3. Кстати о зрелищности. Красивых пейзажей в фильме будет достаточно, так же как и костюмов. Актриса, играющая Бекки (Риз Уизерспун), может, не соответствует античным идеалам красоты, но выглядит очень эффектно - примерно так, как читатель, скорее всего, и представляет. По сути, на её яркой внешности и основан успех фильма.

-4

4. Основной недостаток фильма - стремление к красочной картинке, которая немного перекрывает идею автора и вызывает много вопросов у знатоков эпохи. Это в большей степени история о жизни необычайно амбициозной и очень необычной женщины, чем сатира на английское общество. Хотя, а почему бы и нет? Фильм смотрится на одном дыхании и надолго оставляет приятное впечатление. Мне лично понравился.

"Ярмарка Тщеславия" 2018, Англия

Постер к сериалу 2018 года
Постер к сериалу 2018 года

1. Эту версию очень хорошо смотреть именно для ознакомления с сюжетом - например, если вы проходите книгу в школе или в университете. Сериал смотрится за пять часов и напоминает "Войну и мир" 2016 года: то же время, те же страсти на фоне войны с Наполеоном, такое же временами снобистское и безразличное общество.

2. Самое страшное, что может оттолкнуть от данной экранизации - вставки перед началом серии. Не буду описывать, это лучше увидеть своими глазами. Задумку режиссёров поняла, но подбор музыки очень удивил.

Я видела негативные рецензии с упором на то, что в экранизации нет ни одного диалога из книги. Оно может и правда, но мне в глаза совсем не бросилось: сами события отображены настолько, насколько это вообще можно сделать в формате небесконечного сериала. Временами становится даже немного скучно от бытовых сцен и эпизодов, дополняющих уже имеющийся в голове образ героев. Например, здесь показано, как Бекки продаёт лошадей - фрагмент не то чтобы необходимый, но поклон в сторону Теккерея учтён и записан. Есть и дополнительные сцены, которых в книге не было, но ничего серьёзного: кто-то на кого-то смотрит, кто-то с кем-то неучтиво заговорил и так далее.

Как я смогла заметить, в сериале убрали только одного персонажа (леди Джейн).

Более серьёзный упрёк касается идеи Теккерея. В то время как книжный образ главной героини очень мало трогает читателя за душу - так, по крайней мере, было со мной, - то здесь мы видим все косые взгляды, всё презрение и безразличие, которое сделало Бекки именно таким человеком. Она всего лишь такая, какой была вынуждена стать в своих обстоятельствах, а её умение из любой ситуации находить выход даже вызывает уважение. Но на это можно посмотреть и с другой стороны: возможно, вам будет интересно наблюдать, как медленно и почти незаметно преображается её характер.

Героини в начале фильма
Героини в начале фильма

Ну и наконец в этом варианте - видимо, как более позднем и прогрессивном - есть очень короткая антирасистская линия, которой в тексте, конечно же, не было. Не могу точно сказать, насколько часто у англичан вообще можно было увидеть дома темнокожих слуг. Неправдоподобность показанных ситуаций немного расстроила. К счастью, это было в начале, и к концу впечатление совсем сгладилось.

3. Как съёмки, так и внешность главной героини, по моему мнению, и рядом не стоят с фильмом 2004 года. Актриса (Оливия Кук) достаточно симпатичная, но особенно не запоминается - непонятно, как этой Бекки Шарп удаётся очаровывать каждого встречного. Зато простота её внешности недалека от задумки Теккерея, который приписывал привлекательность не лицу героини, а её поведению. Так что, если вас не смущает шаг в сторону от прописанных зелёных глаз и светлых волос, Оливия Кук восприятию не помешает.

-7

В начале фильма игра актёров (возможно, это впечатление вызвано скорее работой сценаристов) показалась немного неестественной и, опять же, далёкой от эпохи, но к середине стало лучше. Сами актёры за исключением Оливии Кук никаких претензий не вызвали.

4. Сериал, несмотря на его близость к роману, впечатлил меня меньше, чем фильм 2004 года. Скорее всего это связано с длиной: не так просто снять что-нибудь достаточно увлекательное, чтобы держать внимание зрителя пять часов! Но персонажи раскрыты замечательно. Могу даже сказать, что эта экранизация несёт определённую мораль: человека нельзя порицать, ведь обстоятельства его жизни никогда не будут известны тебе целиком.

Подытожу так: оба варианта "Ярмарки Тщеславия" заслуживают просмотра. Я получила большое удовольствие как за фильмами, так и за этой статьёй, и желаю вам так же приятно провести время! :)

-8

Автор статьи: Даша Лысенко