Не только злостные неплательщики могут накопить большой долг по кредитной карте. Страховки, подписки и прочие дополнительные услуги, о которых клиент может даже не подозревать, могут привести финансово неграмотных россиян к банкротству, рассказали эксперты aif.ru.
Пользоваться — не обязательно
Треть опрошенных россиян (31%) закрыли неиспользуемые кредитные карты в 2023 году. Об этом сообщает Газета.Ru со ссылкой на результаты исследования финансового маркетплейса «Выберу.ру». По информации источника, причиной такого шага многие опрошенные называют желание очистить кредитную историю перед тем, как брать новые займы.
Однако, считают эксперты, минус в персональном рейтинге заемщика — далеко не единственный подвох кредитных карт — даже если их оформляли на всякий случай и не планировали использовать. Доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова Наталья Проданова напомнила, что выпуск любого банковского продукта базируется, прежде всего, на желании финансовой организации заработать.
«Все логично — никто работать в убыток никогда не будет. Поэтому при пользовании кредиткой нужно быть очень осмотрительными. Впрочем, как и при использовании любого банковского продукта. Иногда банки подключают платные услуги к кредитным картам. Среди них, например, на первый взгляд безобидные и столь необходимые СМС-оповещения. Многие кредитные организации предлагают их совершенно бесплатно, но только в первые 2-3 месяца», — рассказала она.
Эту информацию подтвердил и член Ассоциации юристов России Андрей Лисов. По его словам, в итоге неосмотрительный владелец кредитки, даже не пользуясь ей, может накопить внушительный долг.
«Со временем с него начнут взимать еще и проценты, а затем потребуют всю эту сумму оплатить. Это так, у многих кредитных карт бывают скрытые операции, о которых изначально владелец может и не подозревать. Поэтому всегда надо проверять состояние счета, вовремя реагировать на непонятные операции и, конечно же, не забывать внимательно знакомиться с текстом договора еще на этапе оформления карточки», — пояснил он.
Юрист добавил, что у кредитных карт могут быть многочисленные платные услуги: различные кэшбэк-сервисы, сервисы скидок на такси или доставку еды. «Об их наличии владелец карты может тоже не догадываться. В этой связи можно дать две основные рекомендации — тщательно изучать всю документацию по картам, включая не только тарифы и штрафы, но и любые скрытые услуги и, если баланс на карточке, по которой не проводилось операций, начинает потихоньку снижаться, нужно непременно звонить в банк и узнавать, куда делись деньги», — добавил эксперт.
Отдельным пунктом в перечне подвохов кредитных карт идет страхование, о котором также оповещают далеко не всех клиентов, продолжил Лисов. Страховки часто подключают по умолчанию, но человек узнает об этом лишь тогда, когда с его счета начинают списывать деньги за страхование. Из-за этого обязательный платеж окажется существенным даже при очень небольшой сумме долга на кредитной карте.
«Ну и, наконец, надо отметить квази-кэш-операции. К ним могут отнести любые транзакции, не только снятие наличных или переводы денег на другие карты, но и оплату мобильной связи, покупку финансовых продуктов и так далее. В некоторых банках берут специальные комиссии за расходование средств с кредитной карты не по назначению, например, карта выдавалась для покупок в магазинах, так что если оплатить ей проезд в общественном транспорте, то снимут комиссию», — пояснил юрист.
Все прописано
Впрочем, дополнила Проданова, при пользовании кредиткой нет условий, которые бы изначально не были бы прописаны в договоре. Иное возможно либо по обоюдному согласию сторон, либо по ошибке самого банка. Умышленной или неумышленной — это уже другой вопрос.
«В случае возникновения дополнительных условий обязательно подписывается двустороннее дополнительное соглашение, в иных случаях — решение принимается уже в судебном порядке. И это уже исключительно гражданско-правовая юрисдикция, поскольку вряд ли получится доказать умысел при единичном случае. Но важно тщательно изучать договор — даже то, что написано мелким текстом и под знаком звездочки», — уточнила эксперт.
Банкротство — не выход
Кредитный брокер Сергей Островский предупредил, что банкротство граждан из-за кредитных карт и потребительских кредитов — нередкая история, и происходит это из-за финансовой неграмотности. «Становясь жертвой маркетинга и рекламы, граждане оформляют кредитные карты. Поначалу это кажется безопасным, ведь лимит небольшой. Но после открытия банк в одностороннем порядке может его увеличить. Увидев, что лимит уже не 60 тыс. руб., а, например, 500 тыс., у человека возникает ощущение, что он может позволить себе крупные покупки, но, совершая их необдуманно, граждане, чтобы успеть в льготный период, перекрывают долг по одной кредитной карте второй и третьей. Так они и попадают в долговую кабалу. Среди обывателей бытует ошибочное мнение, что банкротство — выход из такой ситуации, однако нередко оно ломает жизнь», — подытожил Островский.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ