Найти тему
Интеллект

Системная модель мировоззрения

Введение

Термин "мировоззрение" был впервые введен немецким философом Иммануилом Кантом и стал неотъемлемым компонентом человеческого сознания. У каждого человека существует индивидуально-специфическое мировоззрение, но возникает вопрос: есть ли что-то общее между ними? Что вообще представляет собой мировоззрение? Изменяется ли его содержание в течение жизни личности или поколений, исторически удаленных друг от друга? Следовательно, можно ли считать, что мировоззрение развивается? Эти вопросы являются вечными философскими дилеммами: что такое мировоззрение человека, как его понимать, и каково его социальное значение?

Простыми словами, мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Более конкретно, это обобщенные представления о реальности, формирующие практическое и теоретическое отношение человека к миру. Это способ восприятия, осмысления и оценки окружающей действительности и самого себя как конкретно-исторического субъекта познания и практики.

Мировоззрение представляет собой не просто обобщенное представление о мире, а форму самосознания человека. Его ключевыми категориями являются "мир" и "человек". Через эти понятия субъект мировоззрения осознает свою роль в мире и формирует жизненные установки. Отношение "мир — человек" становится центральным вопросом мировоззрения.

I Мировоззрение и философия

Философия представляет собой форму общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается и обладает большей научной степенью, чем просто мировоззрение, которое может существовать на уровне здравого смысла у человека, не обладающего навыками чтения и письма. Следовательно, понятие "мировоззрение" охватывает широкий спектр взглядов, включая те, что формируются на повседневном уровне.

Целостность духовности человека завершается в его мировоззрении.

Философия, как объединенное мировоззрение, принадлежит не только каждому индивидуальному мыслящему человеку, но и всему человечеству. Так же, как и отдельный индивид, человечество не может ограничить свою духовную жизнь только логическими рассуждениями, но осуществляет ее в разнообразии моментов в полноте и цельности.

Мировоззрение проявляется как система ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также в образе жизни, представляя форму реализации духовной сущности мировоззрения. Все эти аспекты существуют в органическом единстве, ибо через дела человека мы можем судить о его мировоззрении.

Таким образом, можно определить соотношение философии и мировоззрения следующим образом: философия представляет собой систему основополагающих идей в рамках мировоззрения человека и общества.

II. Структура мировоззрения

2.1 Компоненты и свойства

Мировоззрение представляет собой сложное духовное явление, которое отличается целостностью и единством всех его компонентов. Структуру мировоззрения формируют и выполняют важную роль такие элементы, как:

Обобщенные знания: Эти знания представляют собой основную информационную базу мировоззрения. Чем больше знаний у конкретного народа или индивида, тем более весомым становится обоснование соответствующего мировоззрения. Важно отметить, что к мировоззрению относятся лишь те знания, которые являются жизненно важными и практически, и теоретически, раскрывают сущность отношений между человеком и миром в каждую историческую эпоху.

Убеждения: Эти внутренние социально-психологические элементы духовности определяют восприятие или отвержение мировоззренческих знаний. Убеждения представляют собой не только интеллектуальную позицию, но и эмоциональное состояние, стойкую психологическую установку и уверенность в справедливости принципов, идей и взглядов. Таким образом, убеждения являются неотъемлемым структурным элементом мировоззрения.

Убеждения формируют твердую систему взглядов, укорененную в душе человека не только на уровне сознания, но и на более глубоких уровнях, таких как подсознание и интуиция. Мировоззрение взаимодействует с миром чувств и формирует облик личности, придавая духовному миру человека качественную определенность. Убеждения в душе цельной и принципиальной личности не могут существовать как нечто условное. С.Н. Булгаков описывал убеждения как промежуточную ступень между верой и знанием, подчеркивая, что убежденность может существовать лишь в пределах, не требующих логической бесспорности и поддерживаемых верой.

Убеждения как Стержень Мировоззрения и Личной Идентичности. Убеждения играют решающую роль в структуре мировоззрения и являются духовным ядром личности. Человек, не обладающий глубокими убеждениями, лишен высшей степени личной идентичности; его можно сравнить с актером, исполняющим наложенные на него роли и, в конечном итоге, теряющим свою собственную сущность. Это подчеркивает, что убеждения формируют нечто уникальное и неповторимое в каждом человеке, выделяя его в высшем смысле.

Идеологическая убежденность обеспечивает человеку способность в моменты смертельной опасности преодолевать инстинкты самосохранения, жертвовать своей жизнью и совершать подвиги. История свидетельствует о том, что многие великие истины и принципы социальной справедливости были "оплачены" кровью убежденных защитников, идущих на костер, под виселицу, отбывающих каторгу или умирающих в ссылке.

Убеждения зарождаются и развиваются в процессе становления личности, во взаимодействии с природой и культурным наследием. Наша воля не может изменить их — они коренятся глубоко в нашей душе. Тем не менее, убеждения могут изменяться, особенно в периоды изменения парадигмы знания и коренного переосмысления ценностей в обществе и на индивидуальном уровне.

Таким образом, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются. Многочисленные примеры подтверждают этот процесс. Изменения в убеждениях не следует осуждать, если они обоснованы. Взрослому человеку позволительно изменить свои убеждения относительно событий или фактов после более глубокого изучения или в результате существенных изменений в самих этих обстоятельствах. Процесс перерождения убеждений неизбежен и естественен. Ф.М. Достоевский и Ф. Ницше — примеры писателей, чьи убеждения претерпели радикальные изменения в ходе их личного развития.

Следовательно, пересмотр убеждений — это не только допустимо, но и необходимо, особенно в периоды смены парадигмы и коренного переосмысления ценностей. Важно осознавать, что истинность убеждений определяет их эффективность в руководстве человеческой жизнью. Убеждение ценно, если оно соответствует истине.

2.2 Ценности: Основы Человеческой Сущности

Ценности представляют собой эмоциональное отношение к окружающему миру, опирающееся на потребности, интересы и культурные особенности социума. В процессе своей жизни человек усваивает ценности, которые отличаются от знаний, стремящихся к объективному познанию реального мира. Ценности воплощают в себе особое отношение к окружающему, соответствующее стремлениям и потребностям индивида.

Ценностные ориентации включают в себя систему материальных и духовных благ, признанных обществом как влияющую силу, определяющую мысли, поступки и взаимоотношения людей. Поиск и выявление истинных ценностных ориентаций в человеке позволяет понять его подлинную духовную сущность, раскрывая множество аспектов его мышления и поведения. Эти ориентации формируются в раннем детстве и проявляются в поведении индивида.

Все явления, предметы и события обладают объективной ценностью и смыслом, который оценивается с эмоциональной, религиозной, нравственной, эстетической, научной, философской и прагматической точек зрения. Ценности неравнозначны и могут иметь различную значимость для каждого человека.

Человеческая душа обладает как врожденными, так и воспитанными свойствами, проявляющимися в способности реагировать на ценности через соответствующие переживания. Уникальный способ отношения к ценностям формирует ценностную ориентацию каждого человека, что выражается как на уровне его мировоззренческих позиций, так и в отношении к искусству, религии, выбору философских убеждений и, прежде всего, нравственным ориентациям. Например, для глубоко верующего человека религия становится определяющей силой в его духовной жизни, выражающейся в практическом отношении к высшим ценностям.

Истинная сущность человека определяется не отдельными качествами или случайными поступками, а преобладающими интересами и ценностными установками. Жизнь общества в значительной степени зависит от господствующего мировоззрения, от убеждений и идеалов, которые исповедует образованная часть общества и которые считаются высшими ценностями в иерархии ценностей.

Идеалы представляют собой мировоззренческую форму целенаправленного отображения действительности. Это мысленные образцы совершенства, нормы, к которым стоит стремиться как к конечной цели. Одной из важных особенностей идеалов является их опережающее отображение действительности. Общественный идеал выполняет не только целенаправляющую, но и оценочную (аксиологическую) функцию, воздействуя на отношение социального субъекта к объекту и к самому себе.

В своей жизни человек, постоянно моделируя будущее, не может обойтись без стремления к идеалу. Потребность в создании идеалов коренится, в сущности, человека: без них не существовало бы ни разумного человека, ни общества, и, возможно, не было бы человечества.

Большое число великих умов посвящали свои размышления теме "что такое идеал?" Иван Сергеевич Тургенев выразил мысль: "Жалок тот, кто живет без идеала!"

2.3 Идеалы и Вера: Ключевые Черты Духовной Жизни

Исходя из понимания идеалов, Карл Маркс утверждал, что идеи, овладевающие нашей мыслью, становятся узами, приковывающими наши убеждения и направляющими нашу совесть. Все времена знали людей, готовых посвятить свою жизнь своим идеалам, утверждал Ромен Роллан. Сенека добавлял, что тот, кто не знает, к какой цели идет, не найдет подходящего пути. Лев Толстой утверждал, что идеал – это путеводная звезда, без которой нет твердого направления жизни.

Идеалы – это мечты о совершенстве общества, где царит справедливость, где личность гармонично развивается, где отношения между людьми основаны на разуме, морали и красоте. Идеалы направлены в будущее, но их можно обнаружить и в прошлом. Истинность идеалов сохраняется в мировоззрении и в конечном итоге реализуется в жизни, в то время как ложные идеалы, подобные утопиям, рано или поздно будут отвергнуты.

Проблема ценностей тесно связана с верой в рамках мировоззрения. Вера, укорененная в глубоких нравственных потребностях души, является одним из фундаментальных принципов духовной жизни человека и человечества. Даже тот, кого называют неверующим, несомненно, обладает, хотя бы в закрытом виде, верой в нечто. Вера – это явление сознания, обладающее несокрушимой силой и огромной жизненной важностью, ибо человек не может существовать без веры.

Как утверждал Блез Паскаль, разум требует от человека веры, осознавая, что за его пределами есть недоступная бездна, которую интуиция улавливает и превращает в веру. Акт веры представляет собой сверхсознательное чувство, внутреннее «ясновидение», присущее каждому человеку, особенно тем, кто обладает философским умом. Невозможно противопоставить разум и веру или знание и веру как несовместимые величины. Вера не только дополняет разум, но и дает жизненную направленность, делая невозможным существование без нее – духовно и практически.

Важно различать веру в общем смысле и религиозную веру. Даже атеист пронизан верой – в себя, свои убеждения, своих близких, и в то, что мир представлен движущейся материей, ощутимой нашими чувствами. Некоторые утверждения, такие как структура материи по законам физики, остаются верой, так как их невозможно полностью доказать. Примером может служить вера в светлое будущее коммунизма, несмотря на отсутствие научной обоснованности. Вера в выдающихся лидеров также поддается религиозной идеологии с иконами и поклонением.

Однако религиозная вера, по словам Г. Гегеля, не ограничивается знанием о Боге; она касается также бессмертности души, воздействуя на чувства, волю и даже представление о нравственности. Религиозные убеждения превращают обязанности в божественные законы, придают законам Бога силу. Возвышенное представление о доброте Бога наполняет сердце верующего благоговением и чувствами смирения и благодарности.

Жизненные нормы представляют собой образцы поведения, формированные исторически или установленные в виде правил. Их соблюдение является неотъемлемым условием соответствия личной деятельности общественным требованиям. Религия, рассматриваемая как форма общественного сознания, влияет на убеждения людей, поднимает дух нации, укрепляет чувство достоинства и предотвращает унижение. Таким образом, религия и нормы деятельности играют существенную роль в формировании духовной жизни общества.

2.4. Структура Мировоззрения: Полифункциональность и Взаимодействие

Еще одной важной структурной особенностью мировоззрения является его полифункциональность, основанная на физиолого-психологических механизмах человека. Элементы духовного мира, такие как чувства, ум и воля, взаимодействуют, формируя различные аспекты мировоззрения.

· Мироощущение (Эмоционально-Психологический Уровень): В этом аспекте рассматривается эмоциональное восприятие мира. Чувства играют ключевую роль в формировании отношения к окружающей среде.

· Мировосприятие (Наглядные Образы): здесь поднимается вопрос о формировании познавательных представлений, используя наглядные образы. Это важно для создания естественно-научной и социально-исторической картин мира.

· Миропонимание (Познавательно-Интеллектуальный Уровень): на данном уровне рассматривается синтез знаний о природе и социальной реальности. Различные области знания создают общую картину мира.

Синтез знаний о природе и обществе формирует общую картину мира, где естественные науки создают естественно-научную, а общественные - социально-историческую картину. Мировоззрение, таким образом, представляет собой интегрированную систему знаний и ценностей, охватывая разум и чувства, интеллект и эмоции.

Функции мировоззрения подразделяются на познавательно-ориентационную и социально-практическую. Оно должно обеспечивать эффективность познавательно-ориентационной деятельности, а также служить духовным стимулом социально-практической активности. Таким образом, мировоззрение выполняет две взаимосвязанные функции, опираясь на знания и убеждения.

Мировоззрение, хотя и является общечеловеческим, обладает удивительным разнообразием, поскольку люди по-разному воспринимают и интерпретируют мир и свое место в нем.

III. Классификация мировоззрения. Его исторические формы

и уровни

3.1 Философские и Психологические Измерения Мировоззрения

Мировоззрение, определяемое взглядом на соотношение духа и материи, принимает форму идеалистического или материалистического взгляда, а также может быть либо религиозным, либо атеистическим.

Ø Материализм: Это философское направление признает материю основой бытия. Согласно материализму, мир представляет собой движущуюся материю, а духовные аспекты, такие как сознание, воспринимаются как свойства высокоорганизованной материи, такой как мозг.

Ø Идеализм: Идеализм, напротив, считает истинным бытием не материю, а духовные аспекты, такие как разум и воля. Однако в этом взгляде материальное и духовное рассматриваются как единое целое. Именно в этом единстве можно обнаружить смысл сущего, его регулятивные принципы и объективную гармонию.

С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может быть оптимистическим или пессимистическим. Оптимистическое мировоззрение ориентировано на позитивные аспекты жизни, в то время как пессимистическое подчеркивает трудности и негативные моменты.

Разнообразие Мировоззрений:

Мировоззрение может также рассматриваться с различных точек зрения:

· Философское различение: Мировоззрение охватывает идеалистические и материалистические направления, а также религиозные и атеистические взгляды.

· Психологический Аспект: В контексте взаимодействия духовных и материальных аспектов, мировоззрение может быть разделено на жизненно-практическое и теоретическое. Первое представляет собой стихийный, несистематизированный характер, второе - более осознанное и системное.

· Типы Мировоззрений: Оно может быть индивидуальным, групповым (например, профессиональным, национальным, классовым) и общечеловеческим. Однако, несмотря на разнообразие, каждая система мировоззрения находит свое выражение в личности.

· Историческая Разновидность: В зависимости от степени исторического развития, выделяют античное, средневековое, современное мировоззрение и др.

Таким образом, мировоззрение, будучи взглядом на мир, принимает разнообразные формы, включая философские ориентации, психологические аспекты, типы, исторические вариации и соответствующие нравственные и эмоциональные оценки.

3.2 Мифологическое Мировоззрение и Его Функции

Мифология, являясь универсальным мировоззрением первобытных обществ, была обусловлена особенностями мышления и восприятия мира тех эпох. Слово "миф" происходит от греческого "mifos" - сказание и "loqos" - слово, понятие, учение. В основе мифологии лежат мифы - вымышленные повествования, продукт народной фантазии, в которых природные и культурные явления представлены в антропоморфной форме.

Причины формирования мифологии:

Ø Не отделение от окружающей среды: Первобытный человек не четко разделял себя от природы и социума, что привело к очеловечиванию объектов природы. Он проецировал свои личные свойства на окружающие вещи, придавая им человеческие черты.

Ø Неотделенное мышление и эмоции: В то время первобытное мышление еще не было отделено от эмоциональной сферы, что также способствовало формированию мифологии. Отсутствие разделения между реальностью и желаемым, духовным и материальным создало мифы в их целостной форме.

Ø Очеловечивание природы: Перенесение личных свойств человека на природные объекты создало в мифах антропоморфные образы, где невозможно было отделить реальное от фантастического.

Отсутствие понимания природных закономерностей: На том этапе развития человек не осознавал отличия между своим собственным действием и действием естественных сил. Поэтому мифы не содержат представлений о природных законах.

Функции мифологии:

· Отражение мировосприятия: Мифы отражали мировосприятие и понимание окружающего мира в ту эпоху. Они служили своеобразными картинами мира, воплощая в себе чувства и представления людей.

· Символическая система: Мифология стала символической системой, где знаки и символы служили для интерпретации всего мира. Мифы действовали как язык, позволяя людям понимать и коммуницировать свои представления о реальности.

· Целостность мировоззрения: Мифы предоставляли целостную картину мира, объединяя различные аспекты жизни - от природных явлений до социальных отношений. Эта целостность была важна для первобытного сознания.

· Переход к более сложным формам сознания: С развитием общества мифология постепенно уступила место более сложным формам сознания, но ее основные функции оказали влияние на последующие формы культуры и религии.

Таким образом, мифология служила ключевой формой мировоззрения первобытных обществ, выражая их взгляды на мир и служа фундаментом для более сложных форм мышления.

3.3 Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение представляет собой второй исторический тип мировоззрения, сформировавшийся при переходе от первобытного общества к рабовладельческому строю и развитии организации общественного производства, особенно в области разделения труда, включая умственный труд. Религия, как социально-историческое явление, претерпевала изменения вместе с эволюцией общественной жизни, которую она отражала. Ее эволюционные этапы включают первобытные верования (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм), национальные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство) и мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Религия представляет собой более развитую форму мировоззрения по сравнению с мифологией. В религиозном сознании четко разграничиваются субъект и объект, что преодолевает характерную для мифа неразделимость человека и природы. Мир в религии раздваивается на духовное и телесное, земное и небесное, естественное и сверхъестественное, причем земной рассматривается как следствие сверхъестественного. Вера становится главным средством постижения бытия, а религиозное мировоззрение проявляет практичность, поскольку вера без дел является мертвой.

Религия является многоплановым и многозначным явлением. Несмотря на научные достижения, отрицающие ее мировоззренческие положения, религия остается существенной социальной и организующей силой. Это обусловлено тем, что она отражает богатый жизненный опыт человечества и сохраняет систему эмоционально-образных представлений, ценностей и норм жизни. Религия, через обрядность, культивирует человеческие чувства и ценности, такие как любовь, добро, терпимость, сочувствие, милосердие, долг и справедливость. Однако в религиозном мировоззрении могут также проявляться противоположные настроения и идеи, такие как фанатизм и враждебное отношение к людям другой веры.

3.4 Философское мировоззрение

Философское мировоззрение, в современных условиях рассматриваемое как одно из влиятельных и действенных, эволюционировало из первичной мифологии, сохраняя ее основные функции. Однако есть существенные сходства и различия между философией и рассмотренными ранее типами мировоззрения.

Все они объединены общей целью – предоставить картину мира, включая человека и его взаимоотношения с окружающей реальностью, а также выяснить смысл человеческого бытия. Но каждый тип мировоззрения ищет ответы на эти вопросы с использованием своих методов.

Современное философское мировоззрение характеризуется следующими особенностями:

Ø Абстрактно-понятийная форма постижения действительности, отличающаяся от чувственно-образной формы в предыдущих типах. Философия использует высокий уровень обобщения, такие как категории и принципы, переходящие за границы бытия и небытия;

Ø Философское мировоззрение представляет собой теоретическую форму, исторически возникшую как первая систематизированная форма теоретического мышления. Ее цель – критическое исследование и решение мировоззренческих проблем для повышения достоверности и надежности решений;

Ø Отличие от мифологии и религии заключается в том, что философия представляет собой ядро научного мировосприятия, обеспечивая его целостность и взаимосвязь;

Ø Философия, в отличие от религии и мифологии, систематически опирается на научные знания и оказывает влияние на развитие науки;

Ø Философия стремится решать предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия;

Ø Исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, моральное и эстетическое отношение человека к миру, разрабатывая критерии и принципы деятельности, опираясь на знание, а не на авторитет.

Таким образом, философское мировоззрение представляет собой неизбежный этап в духовном развитии человечества, подвергнутого воздействию как изменений в социокультурном бытии людей, так и эволюции различных сфер общественного сознания.

Исторические типы мировоззрений, перечисленные выше, представляют собой типизированные и абстрагированные формы человеческой деятельности в определенные периоды истории, соответствуя развитию культуры и познания. Эти формы деятельности служат проявлением и выражением сознания и самосознания человека, ориентированных на практическое преобразование мира и самоусовершенствование в соответствии с культурными и цивилизационными нормами.

IV. Системная модель мировоззрения: Взаимодействие человека, семьи, общества, государства и страны

В современном мире, где глобализация и взаимозависимость играют ключевую роль, осмысление своего места в системе социальных отношений становится все более важным. Системная модель мировоззрения предлагает рассмотрение человека в контексте сложных взаимосвязей между его индивидуальностью, семейными отношениями, обществом, государством и страной. Эта модель позволяет лучше понять внутренний баланс и влияние каждого элемента на формирование личности и общественных отношений.

Человек– основной строитель системы. В центре системной модели находится человек с его уникальными качествами, характером и целями. Личность формируется в результате взаимодействия с внутренними и внешними факторами. Внутренние черты личности, такие как характер, мотивации и ценности, взаимодействуют с внешними факторами, предоставляя основу для взаимодействия в других социальных сферах.

Семья– первая школа человека. Семья играет решающую роль в формировании личности и ценностей человека. Это первая социальная ячейка, где индивид приобретает опыт межличностных отношений и осваивает нормы общества. Семейные ценности и традиции оказывают значительное влияние на формирование мировоззрения, определяя отношение к труду, образованию, и моральным нормам.

Общество– мозаика взаимодействий. Человек, выходя за пределы семьи, сталкивается с разнообразием общественных групп и культурных течений. Общество формирует и поддерживает общие ценности и правила, создавая контекст для развития индивидуальности. Взаимодействие в обществе предоставляет возможность для обучения, адаптации и развития социальных навыков.

Государство– каркас социальной структуры. Роль государства заключается в создании условий для сбалансированного и справедливого развития общества. Законы, институты и политика государства оказывают влияние на экономику, образование, здравоохранение и другие аспекты жизни граждан. Государство является организатором и регулятором, обеспечивая стабильность и защиту прав граждан.

Страна– взаимодействие на глобальном уровне. Страна представляет собой высший уровень системы, где взаимодействие с другими странами и мировыми сообществами становится ключевым. Экономические, политические и культурные связи влияют на развитие страны и формирование ее мировоззрения.

Системная модель мировоззрения, представленная через призму взаимодействия человека, семьи, общества, государства и страны, позволяет глубже понять сложные взаимосвязи в современном мире. Понимание роли каждого элемента системы помогает лучше адаптироваться к переменам, строить баланс между индивидуальностью и социальной ответственностью, и создавать гармоничное общество в глобальном масштабе.

Заключение

Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека и общества на мир в целом, их место в нем, а также понимание и оценку смысла своей жизни. Это совокупность обобщенных ценностных ориентаций, верований, убеждений, идеалов, а также научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных и эстетических концепций.

В истории человечества первоначальным было мифологическое мировоззрение, где человек не отделялся от природы и своего рода. Религиозное мировоззрение характеризуется разделением мира на земной, естественный и сверхъестественный, небесный. В отличие от мифологических и религиозных форм мировоззрения, философия выполняет свою функцию с использованием критического подхода к действительности.

Филосо­фия составляет теоретическую основу мировоззрения, вокруг которой образовалось своего рода духов­ное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но ми­ровоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также сфера нравственной жизни общества.

По моему личному мнению, мировоззрение у каждого человека должно быть сформировано с детства и, по большому счету, не должно кардинально меняться. Так называемые «вечные» ценности всегда были и останутся неизменными. Это общеизвестные библейские заповеди: «не убий», «не укради» и т. д. Мировоззрение складывается в течение всей жизни, но основы закладываются в детстве родителями ребенка. Поэтому очень важно, чтобы сами родители имели правильное мировоззрение, тогда не будет таких социальных проблем, какие есть сейчас и наши дети будут жить в более стабильном и гармоничном обществе.

Самосознание
0