Народный поэт Дагестана, публицист и общественный советский деятель Расул Гамзатов вспоминал: «Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать — татарка… Дагестанцы считают его своим героем, а татары — своим.
— Чей же ты? — спросил я его однажды.
— Я герой не татарский и не лакский, — ответил Амет-Хан. — Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?».
А известный летчик-испытатель Советского Союза Игорь Шелест так писал об Амет-Хане Султане: «Лазая с мальчишками по скалам, довольно рано научился любить манящую опасность высоты. Отцу Султана хотелось, чтобы сын, как и он, стал рабочим. С этим намерением 16-летний юноша поступил в Cимферопольское ФЗУ. Но тут под боком оказался аэроклуб. И, наблюдая день ото дня кружащиеся в небе самолеты, Султан возгорелся желанием летать. Аэроклуб он окончил с отличием, и это дало ему возможность сразу же поступить в Качинское военное училище. Великая Отечественная война началась для молодого летчика-истребителя с рассветом 22 июня под Кишиневом. Но искусство побеждать пришло к нему значительно позднее».
Эпизоды боевого пути «горного орла»
22 июня 1941 года младший лейтенант Амет-Хан Султан встретил в 4-м истребительном авиационном полку под Кишиневом. Уже в первый день Великой Отечественной войны он произвел несколько боевых вылетов, нанося удары по наступающим войскам немецко-фашистских захватчиков на своем И-153. А к октябрю 1941 года летчик-истребитель Амет-Хан уже имел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника и был награжден орденом Красного Знамени. Однако свою первую воздушную победу Амет-Хан Султан одержал лишь практически спустя год участия в боевых действиях.
31 мая 1942 года, непрерывно атакуя воздушного противника, Амет-Хан израсходовал весь свой боезапас. Тогда он левым крылом самолета, совершив маневр, снизу протаранил двухмоторный немецкий бомбардировщик, готовый обрушить смертоносные тонны на мирные кварталы Ярославля. Бомбардировщик резко пошел к земле, но он тащил за собой застрявший в фюзеляже истребитель Амет-Хана. Ситуация сложилась критическая: выпрыгнув сразу же, Султан мог попасть под падающие самолеты. К счастью, у него хватило выдержки и хладнокровия и прыгал он, убедившись, что горящие обломки обоих самолетов не похоронят его. Такова была смертельно опасная первая воздушная победа Амет-Хана Султана, но открыв боевой счет, его победы пошли по нарастающей.
С августа 1942 года отважный летчик Амет-Хан Султан участвовал в Сталинградской битве. Здесь, в огненном небе Сталинграда, он зарекомендовал себя как признанный воздушный боец и был включен в состав специальной группы лучших советских летчиков-истребителей, созданной для противостояния немецким асам. 31 августа 1942 года самолет Амет-Хана Султана был сбит огнем вражеских зениток, он спасся из горящего истребителя с помощью парашюта. А уже в ноябре 1942 года его назначили командиром авиационной эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиаполка. На самолетах его эскадрильи были изображены орлы с раскрытыми крыльями и выпущенными когтями, будто готовые немедленно вцепиться в противника и растерзать его. По сути, так оно и было.
К лету 1943 года на счету Амет-Хана Султана было уже 11 лично сбитых самолетов противника, и 24 августа 1943 года ему присвоили звание Героя Советского Союза. Однополчанин Амет-Хана Султана — Герой Советского Союза, впоследствии генерал-лейтенант авиации А.Ф. Ковачевич, вспоминал: «В воздухе он был как лев. Быстро принимал решения на завязку боя, на атаку. У него была любимая команда: «Аллюр три креста, за мной!», и вся группа, которой он командовал, по его команде вступала в бой, атаковала самолеты врага. И он всегда с большим желанием шел на боевые задания в воздух. Этот, я еще раз говорю, этот человек — воздушный лев».
Несмотря на свою молодость, а Амет-Хан был тогда самым молодым в полку командиром эскадрильи, он проявил незаурядные командирские способности. Можно было лишь удивляться его способности видеть в воздухе все и всех. Как отмечалось, он был строг и точен в выполнении боевых летных заданий, но в случае необходимости не боялся проявить инициативу, взять ответственность лично на себя. Так было не раз, к примеру: он вылетел во главе группы истребителей на сопровождение штурмовиков, и когда наши штурмовики уже начали свою боевую работу по наземным войскам противника, Амет-Хан заметил, что несколько «юнкерсов» бомбят наш передний край. Оставив звено для прикрытия штурмовиков, Амет-Хан с остальными своими истребителями поспешил навстречу врагу и завязал с ним бой. В короткой, но ожесточенной схватке наши летчики сбили 3 вражеские машины. Остальные поспешили прекратить бомбардировку наших позиций и ушли за линию фронта. После этого истребители во главе с Амет-Ханом вернулись к своим штурмовикам и благополучно довели их до своего аэродрома.
Амет-Хан Султан и летчики его эскадрильи приняли активное участие в выполнении полком особо важной задачи — уничтожении транспортной авиации противника, поставляющей боеприпасы и продовольствие немецким войскам, окруженным в районе Сталинграда.
Из боевых характеристик того периода на командира эскадрильи Амет-Хана Султана :
«Как летчик, отлично владеющий самолетом Як-1, — писал командир полка Л. Л. Шестаков, — Амет-Хан не имеет себе равных. Как командир, он требователен к себе и к подчиненным».
«Товарищ Амет-Хан, — писал заместитель командира полка по политической части Н. А. Верховец, — только на Сталинградском фронте произвел 110 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою и лично сбил 6 самолетов противника… Амет-Хан Султан является грозой фашистских воздушных пиратов. Одно имя «Амет-Хан Султан» приводит в смятение фашистов. Амет-Хан — яркое олицетворение советского аса».
Мужество и отвагу проявил Амет-Хан Султан в воздушном бою 25 марта 1943 года, когда уже развернулось сражение за освобождение Дона и Северного Кавказа. Комэск тогда возглавил четверку «Яков», вылетевших на перехват бомбардировщиков противника, они встретили около 40 «юнкерсов», которых прикрывали 6 « мессеров». И несмотря на такое превосходство противника, Амет-Хан стремительно атаковал ведущего группы фашистских бомбардировщиков. Со 150 метров он открыл огонь, и продираясь сквозь пулеметные трассы истребителей прикрытия, ведя сам непрерывный огонь, подошел к ведущему почти вплотную. Его очередь стала прицельной, «юнкерс» загорелся, а спустя несколько секунд взорвался в воздухе. Увидев это, строй вражеских самолетов рассыпался, они стали беспорядочно уходить на запад, сбросить бомбы на цель им так и не удалось.
Когда же Амет-Хан вышел из этой головокружительной и смертельно опасной атаки и набрал высоту, то заметил 2-х «мессеров» и вступил с ними в бой. Фашистские летчики пытались подойти к «Яку» с разных сторон, но Амет-Хан непрерывно маневрировал, не терял преимущества в высоте, и дрался наступательно. Враги ушли ни с чем. А возвращаясь на аэродром, комэска старался держаться повыше, не теряя бдительности, Амет-Хан всегда учил своих летчиков не забывать о том, что вражеские истребители можно встретить в любой момент. Так получилось и на сей раз: недалеко от своего аэродрома он заметил пару Ме-109, которые шли на встречном курсе ниже их группы, и немедленно, спикировав на ведущий «мeссер», Амет-Хан поджег его.
«До самозабвения смелый и дерзкий летчик, он вместе с тем умел находить самое верное решение в те доли секунды, которые часто решают успех воздушного боя», — так отзывался о нем однополчанин, советский ас, дважды Герой Советского Союза Алексей Алелюхин.
29 апреля 1945-го года Амет-Хан Султан провел свой последний воздушный бой с немецким асом в небе Берлина. В круговерти воздушного боя, на сложнейших виражах он улучил нужный момент, и в перевернутом положении сбил «Фокке Вульф-190».
Из наградного листа: «За проявленную храбрость и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, за успешно проведенные 603 боевых вылета, 152 воздушных боя, за сбитые им лично 30 самолетов противника разных типов и 19 в групповых боях, гвардии майор Амет-Хан Султан достоин звания дважды Героя Советского Союза ».
Послевоенная карьера и гибель в воздухе
Так майор Амет-Хан Султан, помощник командира авиационного истребительного полка по воздушно-стрелковой подготовке, 29 июня 1945 года был удостоен вторично звания Героя Советского Союза. И был направлен на учебу в Военно-воздушную академию в Монино, но проучился он там только два месяца. Учеба была явно не для него : «Я живу в небе», — так объяснил он свое решение.
Тогда был в его биографии был короткий период неопределенности, так как пришлось уволиться из Вооруженных Сил и уйти из любимой авиации. Помогли боевые товарищи. Они позаботились о том, чтобы талантливый летчик не остался без любимого дела. И с февраля 1947 года, после подготовки в короткие сроки, Амет-Хан Султан освоил профессию летчика-испытателя и начал непростую работу испытателем в Летно-исследовательском институте города Жуковского Московской области. Но это была его стихия, это было его любимое дело.
В летной книжке Амет-Хана Султана зафиксировано, что он освоил 92 типа самолетов, один тип вертолетов и три типа планеров — очень высокий результат. Хорошим показателем для летчика-испытателя считаются освоение 20–30 типов самолетов.
«Если есть хоть один процент надежды, я не оставлю машины», — так ответил однажды Амет-Хан Султан на вопрос журналиста. Так и произошло 1 февраля 1971 года, когда во время испытательного полета и погиб Амет-Хан Султан, к тому времени Заслуженный летчик-испытатель СССР, лауреат Сталинской премии, имевший налет в 4237 часов. Летчик-испытатель — крайне суровая и опасная работа.
В докладной записке, составленной после трагедии, было написано: «Причиной катастрофы Ту-16ЛЛ явился обрыв внешних закрылков самолета, находившихся в посадочном положении, при скорости полета, по прибору превышающей 500 км/ч. Причину отклонения закрылков в связи с полным разрушением самолета и уничтожением его фюзеляжа в результате пожара в месте падения установить не удалось». Амет-Хану Султану не исполнилось и 51 года…
Бронзовый бюст Амет-Хана Султана установлен в городе его рождения — Алупке. Его бюсты есть в Махачкале, Каспийске, Феодосии, поселке Цовкра-1 в Дагестане, памятник Герою установлен в Ярославле. Памятные знаки и мемориальные доски установлены в Ярославской области, в Алупке, Симферополе, Мелитополе, в крымском поселке Багерово и в подмосковном городе Жуковском. В Алупке также создан музей Амет-Хана Султана.
Его имя носят малая планета №6278 «Аметхан», открытая 10 октября 1971 года, аэропорт в Махачкале и горный пик в Дагестане.
Автор: Владимир Касьянов