Найти тему

ПЕРВАЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА В БУДДИЗМЕ.

Храм Ангкор Ват, Камбоджа.
Храм Ангкор Ват, Камбоджа.

В этой статье мы разберем понятия "Четыре благородные истины(Арья-Сатья)" и дуккха, а затем узнаем, что Будда сказал в Первой благородной истине и как это можно понимать. Начнем.

Четыре благородные истины в буддизме представляют собой основу учения Будды. Они включают в себя следующее:

  1. Первая благородная истина - дуккха существует.
  2. Вторая благородная истина - причины дуккхи.
  3. Третья благородная истина - прекращение дуккхи.
  4. Четвертая благородная истина - путь к прекращению дуккхи.

Эти истины являются основой буддийского учения и помогают понять причины дуккхи и путь к их прекращению.

Историческая справка:
первые поучения людям Будда дал через семь недель после Просветления в Оленьем парке у Сарнатха. Этот город находится в одиннадцати километрах от Бенареса – святое место у индуистов.
Аскеты, с большим мнением о себе, но также, как и другие люди, испытывающие страдание, проходили возле этого места и увидели, что их "бывший коллега по цеху"[Будда] спокойно сидит, как будто светиться от умиротворения. Они попытались сделать вид, завидуя этому состоянию, что ничего не замечают в нем, но они просто не смогли не спросить у него: «Почему ты светишься? Как ты стал таким?» В ответ от Будды прозвучали Четыре благородные истины(Арья-Сатья).

Первая благородная истина звучит так: «Вся жизнь есть дуккха: рождение - страдание, болезнь - дуккха, не достижение желаемого - дуккха, словом, вся привязанность к земному есть дуккха»

Дуккха - это термин в Буддизме, у него нет перевода одним словом, ни на русский, ни на английский. По ошибке из-за английской транскрипции, много людей считают, что дуккха=страдание, но это не так. Обозначает она совокупность всех плохих воздействий, которые может испытывать существо, воздействие может происходить как со стороны, так и внутри существа. Т.е. дуккха вобрала в себя неудовлетворенность, боль, дискомфорт, тревогу, паническую атаку, горе, печаль и другие всевозможные чувства, которые может испытывать существо.

Давайте рассмотрим первую истину. Она гласит, что жизнь наполнена дуккхой. Это означает, что все живые существа, независимо от того, где они находятся и в каком обличии, сталкиваются с дуккхой. Согласно Буддизму, страдание возникает из желания и привязанности к миру, который по своей природе непостоянен и изменчив. Имеются ввиду страдания физические и моральные. Например: мать при рождении ребенка чувствует боль - дуккха, пожилой человек чувствует неудобство из-за своего возраста - дуккха, проиграла твоя футбольная команда - дуккха, опоздал на автобус - дуккха, проклинаешь себя за то, что поздно лег спать - дуккха и так далее.

Будда говорил: Когда необученный заурядный человек встречается с болезненным телесным чувством, он печалится, горюет и плачет. Он рыдает, бьёт себя в груди, становится обезумевшим. Он испытывает два чувства – телесное и умственное. Как если бы человека пронзили бы копьём, а затем его тут же вслед пронзили бы вторым копьём. (Салла сутта: Дротик СН 36.6)


Неужели Будда настолько пессимист, что вся жизнь в его понимании - это просто бесконечная дуккха от рождения до смерти?
На самом деле, здесь все непросто.

Учение не отрицает того, что в жизни есть и более приятные события, сопровождающиеся определенным удовольствием, однако само это удовольствие не является противоположностью дуккхи. По-моему мнению, если смотреть на жизнь через призму учений Будды, то вся жизнь - это одно большое испытание дуккхой. На это испытание можно закрыть глаза и плыть по течению, получится обычная жизнь со своими радостными или грустными моментами, но можно стать чем-то большим в своем сознании, научиться контролировать свои эмоции, свое настроение, чтобы справляться с этими трудностями, чтобы через время наше сознание воспринимало эти трудности как ничто, как бы игнорируя их. В этом и поможет Буддизм. А дальше с помощью тренировок можно достичь и нирваны - это сложная тема, мы поговорим о ней в следующих статьях.

Будда говорит, вот есть дуккха. У неё есть основа, и есть способ как бы смягчить дуккху, а потом и вовсе искоренить ее, и есть способ как это сделать. Ни один человек или существо не обязаны жить так. Незачем быть несчастными.
Мы можем получить всё, не теряя ничего ценного, только выкинув мусор у себя в голове который мы на нем таскаем. И добиться этого можно только путём тренировок и познаний.

В сутрах об этом говорится так: чьи загрязнения окончены, который достиг осуществления, выполнил задачу, сбросил тяжкий груз, достиг истинной цели, разорвал путы становления, и освободился за счёт правильного знания (Ниббана дхату сутта: Элемент ниббаны Ити 2.17)

Применение первой благородной истины в своей жизни: нужно осознать то, что дуккха является неотъемлемой частью жизни. Это позволяет принять реальность и перестать бороться с ней. Вместо этого, можно начать работать над тем, чтобы изменить свою реакцию на дуккху и научиться справляться с ней более эффективно. Для этого можно использовать практики медитации и осознанности, которые помогут улучшить свою эмоциональную стабильность и уменьшить влияние дуккхи на вашу жизнь, об этих практиках мы поговорим в следующих статьях.

Итак, жизнь наполнена дуккхой, но также есть и радость в жизни. Главная суть вещей в этой теме состоит в том, какой выбор сделаешь для себя ты.
Жить как прежде, плывя через грустные и радостные моменты свои жизни, живя только прошлым и будущим, или попробовать преисполниться в своем сознании, чтобы увидеть и почувствовать этот мир по-другому. Выбор за каждым из нас.
Всех благ, намастэ.