Найти в Дзене
...

Непростой путь 4-кратного чемпиона Формулы 1. Ален Мари Паскаль Прост.

Ален Мари Паскаль Прост (24 февраля 1955, Сен-Шамон, Франция), кавалер Ордена Почетного Легиона.
Будущий четырехкратный чемпион мира до 14 лет даже не помышлял об автогонках. Ален Прост хотел играть в футбол, и даже выступал в одной из младших французских лиг, чем и обязан нынешней формой носа - но случайно попробовав картинг во время семейного праздника, изменил свои предпочтения...
В 19 лет Прост покинул школу, решив сфокусироваться на карьере пилота. У него не было достаточно денег, чтобы оплачивать свое увлечение, но он нашел выход, занимаясь доводкой и продажей картов.
Годом позже он выиграл чемпионат Франции по картингу, и попал в Formula-Renault. Два титула там с шасси Martini - национальный в 1976м и европейский в 1977м убедили его, что делать в этом классе больше нечего, пора было перебираться в Ф3. Там Алену продолжал сопутствовать успех и после побед как во французском, так и в европейском чемпионате парню открывалась дорога в Ф1, и в конце 1979-го команда McLaren предлож
Ален Мари Паскаль Прост
Ален Мари Паскаль Прост

Ален Мари Паскаль Прост (24 февраля 1955, Сен-Шамон, Франция), кавалер Ордена Почетного Легиона.

Будущий четырехкратный чемпион мира до 14 лет даже не помышлял об автогонках. Ален Прост хотел играть в футбол, и даже выступал в одной из младших французских лиг, чем и обязан нынешней формой носа - но случайно попробовав картинг во время семейного праздника, изменил свои предпочтения...

В 19 лет Прост покинул школу, решив сфокусироваться на карьере пилота. У него не было достаточно денег, чтобы оплачивать свое увлечение, но он нашел выход, занимаясь доводкой и продажей картов.

Годом позже он выиграл чемпионат Франции по картингу, и попал в Formula-Renault. Два титула там с шасси Martini - национальный в 1976м и европейский в 1977м убедили его, что делать в этом классе больше нечего, пора было перебираться в Ф3.

McLaren
McLaren

Там Алену продолжал сопутствовать успех и после побед как во французском, так и в европейском чемпионате парню открывалась дорога в Ф1, и в конце 1979-го команда McLaren предложила ему стартовать в Уоткинс-Глене. К изумлению многих, Прост отклонил это предложение, заявив, что не хочет стартовать в Ф1 не будучи полностью к ней готовым. В руководстве команды согласились с его доводами и предложили контракт уже на следующий сезон.

Впрочем, McLaren тех временен еще (или уже) не был командой, способной доминировать в чемпионате. Ален набрал очко в первой же гонке, что всегда считалось хорошим знаком, затем еще трижды финишировал в зачетной шестерке, но машина ломалась слишком часто, и в одной из аварий (случилось это на тренировке в Кьялами после поломки подвески) Ален сломал себе запястье и был вынужден пропустить гонку в Лонг-Бич, а на финальном этапе в Уоткинс-Глен снова не выдержала подвеска на тренировке, и француз заработал сотрясение мозга. О старте в гонке уже речи не шло, и Ален покинул команду со словами вроде "за руль этого гроба я больше не сяду".

McLaren
McLaren

Француз перешел в стан Renault, и хотя сотрудничество Проста с французской командой, казалось бы, было предначертано самими небесами, желаемых целей стороны не достигли - Прост выигрывал гонки, начиная с первого года в команде, но ненадежность машин, вкупе с соперничеством со стороны Рене Арну, так и не позволили ему выиграть титул.

Особенно досадным было поражение в 1983-м - весь сезон они с Арну отбирали очки друг у друга, и в итоге чемпионом стал Пике, еще за четыре гонки до конца уступавший Алену целых 14 очков. Разочарование сотрудников Renault было огромным - они даже подожгли личный автомобиль Проста во дворе его собственного дома. Это стало последней каплей - Ален разорвал контракт с Renault, увез семью в Швейцарию и вернулся в McLaren.

Но это уже был другой McLaren, который под руководством Рона Денниса готовился начать один из самых впечатляющих циклов побед в истории Ф1 (семь титулов за последующие восемь лет).

Правда, и тут Просту сначала пришлось пережить разочарование - он был безусловно быстрее Ники Лауды в 1984м, но проиграл ему титул с разницей в пол-очка. Впрочем, время австрийца уже неизбежно ушло, и повторить чудо годом позже он не мог - Прост вступил в эпоху своего царствования (с 1983 по 1990 годы Ален только в 1987м опустился в чемпионате ниже второго места, став тогда четвёртым), хотя, надо заметить, уже в 1986м Williams была быстрее, и побить их Ален смог лишь благодаря своей тактической мудрости и выдержке - два года рядом с Лаудой сослужили ему хорошую службу. В 1987м, правда, ему все же пришлось уступить, а годом позже в составе McLaren появился не кто иной, как Сенна.

Первый год партнеры присматривались друг другу, а затем схватились "не на жизнь, а на смерть" - и чувствовавший себя в подобной агрессивной среде как рыба в воде Сенна выдавил Проста из команды, правда, титулы между собой они все же разделили. Прост ушел в Ferrari, где провел сильный сезон в 1990м, одержав пять побед, и к предпоследней гонке сезона на Сузуке вновь подошел в качестве претендента на титул. Затаивший на него обиду Сенна попросту въехал в Ferrari француза в первом же повороте, перечеркнув все усилия того.

Следующий сезон, к сожалению, оказался очень неудачным - даже подиумы давались с трудом, а о победах, разумеется, речи и не шло. Итальянцы в такой ситуации обычно склонны искать крайних, а деликатный и корректный Ален показался им весьма подходящей кандидатурой для "козла отпущения". Рассорившись с командой, он покинул ее досрочно, за этап до конца сезона. Ferrari от этого только проиграла, еще глубже погрузившись в кризис, уставший же Прост решил сделать паузу, отклонил предложение Ligier и в 1992м комментировал гонки для французского телевидения.

McLaren
McLaren

Он вернулся - и как! - годом позже. Конечно, за рулем Williams, куда его пригласили не без протекции мотористов Renault, позабывших старые обиды, ему было несложно выигрывать, и уже к лету, после победы в Гран-При Германии - 51й и последней в формульной карьере великого француза, он стал практически недосягаем для соперников. Теперь можно было достойно уходить, что Прост и сделал, освободив место в Williams для "заклятого соперника" Сенны.

Впрочем, на уход он решился не сразу, а только после того, как опробовал McLaren (там тоже к тому времени забыли обиды) с новым двигателем Peugeot - и понял, что славы он ему точно не добавит. Но помогать команде своими советами Прост не отказался - позднее он точно также "учил ездить" McLaren с мотором Mercedes, а спустя два года получил еще одно предложение вернуться в гонки, и стать партнером Шумахера в Ferrari. Ален отклонил его примерно по тем же причинам - он не хотел нанести вред своей репутации. Вместо этого он стал владельцем команды, выкупив Ligier - и с 1997 года облачился в синюю рубашку команды и вновь стал появляться на пит-лейн.

Ален Мари Паскаль Прост
Ален Мари Паскаль Прост

Увы, этот проект оказался намного менее успешным, чем его гоночная карьера - пробарахтавшись пять лет в бурных водах Ф1, Prost GP обанкротилась и бесславно покинула Ф1. С тех пор Ален держался в стороне от Ф1, время от времени участвуя в гонках "для души", вроде Андрос Трофи. Правда, в 2017м Прост таки был представлен в качестве советника "формульной" команды Renault, а летом 2019 возглавил совет директоров команды. В этом качестве француз трудился вплоть до конца сезона-2021, после чего покинул команду, объяснив это личными причинами

Renault поздние годы.
Renault поздние годы.

Сын Алена, Николя Прост, также стал автогонщиком, выиграв европейским чемпионат Ф3000 в 2008м и WEC в своём классе в составе Rebellion Racing с Ником Хайдфельдом, а также выступал в Формуле Е.

Спасибо материалу: https://vk.com/f1_history