Что такое «принцип Смурфетты» и почему он неправильно воспитывает современных девочек

1,7K прочитали

В голливудских фильмах и мультиках часто можно заметить, что главных героев-мужчин много, а девушка — одна. Это хорошо заметно на примерах известных картин: «Пираты Карибского моря», «Звездные войны», «Черепашки-Ниндзя» — Эйприл, Лея и Элизабет там являются единственными главными героинями.

В голливудских фильмах и мультиках часто можно заметить, что главных героев-мужчин много, а девушка — одна.

Все эти киноленты и мультфильмы подчиняются так называемому принципу Смурфетты, который подчёркивает недостаток женских ролей в популярных историях, а те, что есть, часто окружены стереотипами. Почему так выходит

Что это за явление и как оно появилось

В поп-культуре принцип Смурфетты — это ситуация, когда в сюжете находится лишь одна женщина среди множества мужчин: явление распространено как в кино, так и в мультфильмах для детей. Наличие хотя бы одной героини кажется лучше полного отсутствия женских персонажей, однако принцип Смурфетты негативно влияет на восприятие женских ролей, делая их второстепенными.

" Белоснежка и месть 7 гномов" Фильм
" Белоснежка и месть 7 гномов" Фильм

Термин впервые использовала Ката Поллитт, поэтесса из Соединенных Штатов, в статье для New York Times в 1991 году. Поллитт рассказывала о трудностях поиска подходящего мультфильма для своей трёхлетней дочери, отметив, что большинство из них ориентировано на мальчиков, с одним или без каких-либо женских персонажей.

В качестве примера девушка привела смурфов, созданных бельгийским художником Пьером Кюллифором: в мультфильме 1981 года от NBC Смурфетта стала единственной женской фигурой среди множества мужчин. Ее создал злой волшебник Гаргамель, чтобы сеять раздор среди смурфов: Смурфетта изначально имела темные волосы и невыразительную внешность, но впоследствии стала блондинкой с длинными ресницами, образ которой соответствовал стереотипам о женственности.

Где встречается этот феномен чаще всего

Принцип Смурфетты не ограничивается лишь мультфильмами: он широко распространен в мире кино, особенно в блокбастерах. Этот феномен можно увидеть даже на рекламных плакатах фильмов, где среди нескольких мужских персонажей присутствует всего одна женщина!

В голливудских фильмах и мультиках часто можно заметить, что главных героев-мужчин много, а девушка — одна.-3

В 2016 году журнал Time проиллюстрировал этот принцип, представив подборку подобных постеров: принцип Смурфетты можно наблюдать в постерах «Звёздных войн: Эпизод IV — Новая Надежда», «Охотников за привидениями», «Матрицы», «Пиратов Карибского моря: На краю света», «Первого мстителя» и «Стражей Галактики». Обычно единственная женская фигура изображается в боевом амплуа, с сексуальным подтекстом в отношениях с главным героем.

Через два десятилетия после своей публикации Ката Поллитт отметила, что ситуация с представлением женщин в фильмах не изменилась: она рассмотрела киноленту «Супер 8», в котором среди основных персонажей, подростков из маленького городка, столкнувшихся с загадочными событиями, только одна девочка — Элис. Она не только единственная женщина в группе — её персонаж в принципе бледнеет на фоне остальных, символизирует «всё женское» и оказывается в роли «девушки в беде».

Критика явления

По мнению Каты, этот принцип обостряет проблему гендерного дисбаланса в современном кино, где женские персонажи часто ограничены стереотипными ролями и не получают такого же развития характера, как их мужские коллеги.

В голливудских фильмах и мультиках часто можно заметить, что главных героев-мужчин много, а девушка — одна.-4

Включение лишь одной женской роли в группу мужских персонажей несправедливо, поскольку ограничивает репрезентацию женщин: практика ведёт к тому, что девушкам сложнее найти примеры для подражания в литературе и кино, а мальчики начинают считать себя более значимыми и важными, чем девочки.

Ката Поллитт подчёркивает, что такая тенденция создаёт представление о мальчиках как о норме, а девочек ставит на периферию, делая их типажами, а не индивидуальностями.

В голливудских фильмах и мультиках часто можно заметить, что главных героев-мужчин много, а девушка — одна.-5

Активисты расценивают принцип Смурфетты как одну из форм токенизма — поверхностной инклюзивности: они считают, что добавление одного представителя социальных меньшинств в кино создает лишь видимость прогрессивности, но не решает проблему дискриминации в целом. Сам принцип Смурфетты не способствует реальному гендерному равенству, а лишь мешает ему.

Как избавиться от принципа Смурфетты?

Чтобы киноиндустрия избавилась от этого явления, феминистка Анита Саркисян предлагает увеличить количество женских ролей в сценариях и обеспечить их качественное развитие: важно, чтобы женские персонажи были не просто фоновой декорацией, а полноценными фигурами с собственными целями и историями.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Саркисян отмечает важность теста Бекдел-Уоллес, согласно которому в произведении должны быть сцены, где женские персонажи общаются между собой на темы, не связанные с мужчинами — это один из шагов к созданию сложных, реалистичных и многогранных женских персонажей, свободных от стереотипов и клише.

В борьбе с принципом Смурфетты в кинематографе последнего десятилетия наблюдаются как положительные, так и отрицательные тенденции.

  • Примеры сохранения этого принципа — «Джуманджи: Зов джунглей», экранизация книги Стивена Кинга «Оно» и сериал «Очень странные дела», хотя последний в своем втором сезоне попытался расширить «женское присутствие».
  • С другой стороны, при просмотре фильма «Чудо-женщина» казалось, что ситуация обратная — единственный мужской персонаж оказывается среди амазонок. Однако, как подмечает Кейти Берт из Den of Geek, в следующей части франшизы Диана попадает в мир, преимущественно состоящий из мужчин, а другие женские персонажи представлены недостаточно ярко. Это подчеркивает потребность в большем количестве сложных и разнообразных женских ролей.

Но есть и явные признаки прогресса: например, в мультфильме «Смурфики: Затерянная деревня» Смурфетта находит поселение, населенное исключительно женскими персонажами, и проявляет себя как активный и самостоятельный герой. Этот мультфильм заканчивается почти феминистским посланием о том, что Смурфетта может быть кем угодно.

В голливудских фильмах и мультиках часто можно заметить, что главных героев-мужчин много, а девушка — одна.-7

Согласно статистике, в 2022 году доля фильмов с девушками, исполняющими главные роли, увеличилась на 2% по сравнению с предыдущим годом. Однако все еще существует дисбаланс: в 80% фильмов мужские персонажи преобладают над женскими. Кроме того, недостаток женских персонажей наблюдается в детских проектах и анимации — это указывает на то, что путь к полной инклюзивности еще предстоит пройти.

В целом, хотя борьба с принципом Смурфетты продолжается, в киноиндустрии всё ещё много работы в плане улучшения гендерного равенства и представления женщин.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также: