В голливудских фильмах и мультиках часто можно заметить, что главных героев-мужчин много, а девушка — одна. Это хорошо заметно на примерах известных картин: «Пираты Карибского моря», «Звездные войны», «Черепашки-Ниндзя» — Эйприл, Лея и Элизабет там являются единственными главными героинями.
Все эти киноленты и мультфильмы подчиняются так называемому принципу Смурфетты, который подчёркивает недостаток женских ролей в популярных историях, а те, что есть, часто окружены стереотипами. Почему так выходит
Что это за явление и как оно появилось
В поп-культуре принцип Смурфетты — это ситуация, когда в сюжете находится лишь одна женщина среди множества мужчин: явление распространено как в кино, так и в мультфильмах для детей. Наличие хотя бы одной героини кажется лучше полного отсутствия женских персонажей, однако принцип Смурфетты негативно влияет на восприятие женских ролей, делая их второстепенными.
Термин впервые использовала Ката Поллитт, поэтесса из Соединенных Штатов, в статье для New York Times в 1991 году. Поллитт рассказывала о трудностях поиска подходящего мультфильма для своей трёхлетней дочери, отметив, что большинство из них ориентировано на мальчиков, с одним или без каких-либо женских персонажей.
В качестве примера девушка привела смурфов, созданных бельгийским художником Пьером Кюллифором: в мультфильме 1981 года от NBC Смурфетта стала единственной женской фигурой среди множества мужчин. Ее создал злой волшебник Гаргамель, чтобы сеять раздор среди смурфов: Смурфетта изначально имела темные волосы и невыразительную внешность, но впоследствии стала блондинкой с длинными ресницами, образ которой соответствовал стереотипам о женственности.
Где встречается этот феномен чаще всего
Принцип Смурфетты не ограничивается лишь мультфильмами: он широко распространен в мире кино, особенно в блокбастерах. Этот феномен можно увидеть даже на рекламных плакатах фильмов, где среди нескольких мужских персонажей присутствует всего одна женщина!
В 2016 году журнал Time проиллюстрировал этот принцип, представив подборку подобных постеров: принцип Смурфетты можно наблюдать в постерах «Звёздных войн: Эпизод IV — Новая Надежда», «Охотников за привидениями», «Матрицы», «Пиратов Карибского моря: На краю света», «Первого мстителя» и «Стражей Галактики». Обычно единственная женская фигура изображается в боевом амплуа, с сексуальным подтекстом в отношениях с главным героем.
Через два десятилетия после своей публикации Ката Поллитт отметила, что ситуация с представлением женщин в фильмах не изменилась: она рассмотрела киноленту «Супер 8», в котором среди основных персонажей, подростков из маленького городка, столкнувшихся с загадочными событиями, только одна девочка — Элис. Она не только единственная женщина в группе — её персонаж в принципе бледнеет на фоне остальных, символизирует «всё женское» и оказывается в роли «девушки в беде».
Критика явления
По мнению Каты, этот принцип обостряет проблему гендерного дисбаланса в современном кино, где женские персонажи часто ограничены стереотипными ролями и не получают такого же развития характера, как их мужские коллеги.
Включение лишь одной женской роли в группу мужских персонажей несправедливо, поскольку ограничивает репрезентацию женщин: практика ведёт к тому, что девушкам сложнее найти примеры для подражания в литературе и кино, а мальчики начинают считать себя более значимыми и важными, чем девочки.
Ката Поллитт подчёркивает, что такая тенденция создаёт представление о мальчиках как о норме, а девочек ставит на периферию, делая их типажами, а не индивидуальностями.
Активисты расценивают принцип Смурфетты как одну из форм токенизма — поверхностной инклюзивности: они считают, что добавление одного представителя социальных меньшинств в кино создает лишь видимость прогрессивности, но не решает проблему дискриминации в целом. Сам принцип Смурфетты не способствует реальному гендерному равенству, а лишь мешает ему.
Как избавиться от принципа Смурфетты?
Чтобы киноиндустрия избавилась от этого явления, феминистка Анита Саркисян предлагает увеличить количество женских ролей в сценариях и обеспечить их качественное развитие: важно, чтобы женские персонажи были не просто фоновой декорацией, а полноценными фигурами с собственными целями и историями.
Саркисян отмечает важность теста Бекдел-Уоллес, согласно которому в произведении должны быть сцены, где женские персонажи общаются между собой на темы, не связанные с мужчинами — это один из шагов к созданию сложных, реалистичных и многогранных женских персонажей, свободных от стереотипов и клише.
В борьбе с принципом Смурфетты в кинематографе последнего десятилетия наблюдаются как положительные, так и отрицательные тенденции.
- Примеры сохранения этого принципа — «Джуманджи: Зов джунглей», экранизация книги Стивена Кинга «Оно» и сериал «Очень странные дела», хотя последний в своем втором сезоне попытался расширить «женское присутствие».
- С другой стороны, при просмотре фильма «Чудо-женщина» казалось, что ситуация обратная — единственный мужской персонаж оказывается среди амазонок. Однако, как подмечает Кейти Берт из Den of Geek, в следующей части франшизы Диана попадает в мир, преимущественно состоящий из мужчин, а другие женские персонажи представлены недостаточно ярко. Это подчеркивает потребность в большем количестве сложных и разнообразных женских ролей.
Но есть и явные признаки прогресса: например, в мультфильме «Смурфики: Затерянная деревня» Смурфетта находит поселение, населенное исключительно женскими персонажами, и проявляет себя как активный и самостоятельный герой. Этот мультфильм заканчивается почти феминистским посланием о том, что Смурфетта может быть кем угодно.
Согласно статистике, в 2022 году доля фильмов с девушками, исполняющими главные роли, увеличилась на 2% по сравнению с предыдущим годом. Однако все еще существует дисбаланс: в 80% фильмов мужские персонажи преобладают над женскими. Кроме того, недостаток женских персонажей наблюдается в детских проектах и анимации — это указывает на то, что путь к полной инклюзивности еще предстоит пройти.
В целом, хотя борьба с принципом Смурфетты продолжается, в киноиндустрии всё ещё много работы в плане улучшения гендерного равенства и представления женщин.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также: