Литература помогает нам обогатить свою речь
Понять, как работает художественный язык— значит научиться, во-первых, самому высказываться эффектно и действенно, так, чтобы тебя слушали внимательно. Во-вторых, понимать оттенки высказывания другого человека, развивать эмпатию.
Литература учит видеть за частным общее
Умение понять (хотя бы интуитивно) структуру произведения необходимо для чтения сложных текстов. Если не понимаешь, что тебе рассказывают, на основе структуры текста откроется, может, и смысл сообщения (исходя из того, например, какой это жанр).
Структуры есть не только в литературе, но и в социальной жизни. Даже если литература прямо не описывает эти отношения, то она все равно тренирует своего читателя в расшифровке структур, а значит, учит его ориентироваться в жизни.
Чтение литературы — это упражнение в познании
Литература говорит обо всем, что интересно человеку: она может по-своему рассказывать и о современной жизни, и об истории, и о философии, и об экономике. В отличие от науки, все это она представляет человеку не как готовые сведения, а как процесс; читая, нужно заново пережить добычу этих сведений, нередко сложную и драматичную.
Литература учит отличать зерна от плевел
Читая художественные тексты, мы учимся делать различие между культурно ценным высказыванием, которое заслуживает подробного изучения, и теми, которые можно просто опознать и отложить в сторону, не читая.
Текст позволяет понять сложность самой культуры, где взаимодействуют разные способы языкового осмысления реальности: дискурсы профессиональные, научные, общественно-политические и т.д. А художественный текст является сжатой моделью такого устройства культуры — на его примере мы учимся распутывать реальное многоязычие социальной жизни, в которой мы живем.
Литература воспитывает в нас свободных людей, совершающих самостоятельный выбор
Когда мы читаем, мы не просто впитываем те смыслы, которые заложил в произведение автор, — на самом деле мы постоянно совершаем выбор, вырабатывая свою позицию.
Вместе с тем теория литературы, признавая за читателем свободу интерпретации, показывает что какие-то из них могут быть успешными, а какие-то — напрасными, когда читатель видит в тексте только то, что заранее знает сам и хочет в нем видеть. Иными словами, чтение следует изучать как ответственную свободу. Нет однозначной интерпретации текста, они подлежат сравнению и оценке, у них есть свои достоинства и недостатки.
Теорию чтения очень легко перенести на рекламу, пропаганду. Разбираясь в структурах чтения, мы лучше понимаем, что мир открыт для разных смыслов, мы должны сами ответственно осмыслять его.