Найти тему

ПОЧЕМУ ЧИТАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПОЛЕЗНО

Литература помогает нам обогатить свою речь

Понять, как работает художественный язык— значит научиться, во-первых, самому высказываться эффектно и действенно, так, чтобы тебя слушали внимательно. Во-вторых, понимать оттенки высказывания другого человека, развивать эмпатию. 

Литература учит видеть за частным общее

Умение понять (хотя бы интуи­тивно) структуру произведения необходимо для чтения сложных текстов. Если не пони­маешь, что тебе рассказывают, на основе структуры текста откроется, может, и смысл сообщения (исходя из того, например, какой это жанр). 

Структуры есть не только в литера­туре, но и в социальной жизни. Даже если литература прямо не описывает эти отноше­ния, то она все равно тренирует своего чита­теля в расшифровке структур, а значит, учит его ориентироваться в жизни. 

Чтение литературы — это упражнение в познании

-2

Литература говорит обо всем, что интересно человеку: она может по-своему рассказывать и о современной жизни, и об истории, и о фи­лософии, и об экономике. В отличие от науки, все это она представляет человеку не как готовые сведения, а как процесс; читая, нужно заново пере­жить добычу этих сведений, нередко сложную и драматичную. 

Литература учит отличать зерна от плевел

Читая художественные тексты, мы учимся делать различие между культурно ценным высказыванием, которое заслуживает подробного изучения, и теми, кото­рые можно просто опознать и отложить в сторону, не читая. 

Текст позволяет понять сложность самой культуры, где взаимодействуют разные способы языкового осмысления реаль­ности: дискурсы профессиональные, научные, общественно-политические и т.д. А художе­ственный текст является сжатой моделью такого устройства культуры — на его примере мы учимся распутывать реальное многоязычие социальной жизни, в которой мы живем.

-3

Литература воспитывает в нас свободных людей, совершающих самостоятельный выбор 

Когда мы читаем, мы не просто впитываем те смыслы, которые заложил в произ­ведение автор, — на самом деле мы постоянно совершаем выбор, вырабатывая свою позицию. 

Вместе с тем теория литературы, признавая за читателем свободу интерпретации, показывает что какие-то из них могут быть успешными, а какие-то — напрасными, когда читатель видит в тексте только то, что заранее знает сам и хочет в нем видеть. Иными словами, чтение следует изучать как ответст­венную свободу. Нет однозначной интерпретации текста, они подлежат сравнению и оценке, у них есть свои достоинства и недостатки.

Теорию чтения очень легко перенести на рекламу, пропаганду. Разбираясь в структурах чтения, мы лучше понимаем, что мир открыт для разных смыслов, мы должны сами ответственно осмыслять его.