Найти в Дзене
НЭБ

Дворянин, поэт, чиновник и игрок

Гавриил Державин вошёл в историю как один из известных поэтов эпохи Просвещения. Несмотря на то, что он родился дворянином, был он беден и в жизни всего добился сам – и высоких чинов, и уважения государыни, и народной любви. Детство запомнилось ему гибелью отца и частыми переездами семьи. Познакомившись с поэзией Михаила Ломоносова, Александра Сумарокова, Василия Тредиаковского, Державин стал сочинять сам – сначала в гимназии, потом в Преображенском полку. Вот как он пишет о себе тогдашнем позже: Научился заговорам... и всяким игрецким мошенничествам. Но, благодарение Богу, что совесть или, лучше сказать, молитвы матери никогда до того не допускали, чтоб предался в наглое воровство или в коварное предательство. При переезде в Петербург на карантинной заставе его вынудили сжечь все бумаги: «Хороши ли они или дурны были, того теперь сказать не можно...» Зато известно другое: в Пугачёвский бунт Гавриил Державин написал «увещевание к калмыкам», которое генерал А. Бибиков переслал Екате

Гавриил Державин вошёл в историю как один из известных поэтов эпохи Просвещения. Несмотря на то, что он родился дворянином, был он беден и в жизни всего добился сам – и высоких чинов, и уважения государыни, и народной любви.

Детство запомнилось ему гибелью отца и частыми переездами семьи. Познакомившись с поэзией Михаила Ломоносова, Александра Сумарокова, Василия Тредиаковского, Державин стал сочинять сам – сначала в гимназии, потом в Преображенском полку.

Вот как он пишет о себе тогдашнем позже:

Научился заговорам... и всяким игрецким мошенничествам. Но, благодарение Богу, что совесть или, лучше сказать, молитвы матери никогда до того не допускали, чтоб предался в наглое воровство или в коварное предательство.

При переезде в Петербург на карантинной заставе его вынудили сжечь все бумаги: «Хороши ли они или дурны были, того теперь сказать не можно...» Зато известно другое: в Пугачёвский бунт Гавриил Державин написал «увещевание к калмыкам», которое генерал А. Бибиков переслал Екатерине II. Автор и сам написал государыне письмо и был отмечен должностью коллежского советника, ему было даровано 300 душ.

Владимир Боровиковский. Портрет поэта Гавриила Державина (фрагмент), 1795 год.
Владимир Боровиковский. Портрет поэта Гавриила Державина (фрагмент), 1795 год.

Должности сменяли друг друга: губернатор в Петрозаводске, затем в Тамбове, где он успел открыть типографию и основать «Тамбовские известия», при нём здесь построили больницу, приют, училище и театр.

Правда, из-за острого конфликта с генерал-губернатором И. В. Гудовичем писателю грозил суд. Оправдательным приговором он обязан князю Г. А. Потёмкину, которому посвятил оду: «Потёмкин ты! С тобой, знать, Бог велик!».

И вот он уже кабинет-секретарь императрицы, но и здесь не задержался надолго: «прошения на неправосудие, награды за заслуги и милости по бедности» и тут сделали своё дело – Екатерина II перевела его в Сенат.

Не выпуская пера из рук, служил и при Павле I, и при Александре I. Создал оды «Бог», «Вельможа», «Водопад»...

При этом писатель был неравнодушен к азартным играм. Он часто проигрывал, но иногда удача была на его стороне. Однажды ему удалось за один вечер выиграть почти 40 тысяч рублей.

Сальваторе Тончи. Портрет поэта Гавриила Державина на фоне города Иркутска (фрагмент), 1801 год.
Сальваторе Тончи. Портрет поэта Гавриила Державина на фоне города Иркутска (фрагмент), 1801 год.

Державин звал свою первую жену Пленирой, вторую – Миленой. Первая супруга писателя Екатерина Бастидон была младше Державина на 19 лет – когда они поженились, ей было 16, а писателю – 35. Но детей у Державина не было ни в одном браке, зато воспитывались приёмные: три осиротевшие племянницы Дарьи Дьяковой (вторая супруга поэта) и трое сыновей и дочь погибшего друга семьи Петра Лазарева. Один из его сыновей, Михаил Лазарев, стал адмиралом, первооткрывателем Антарктиды.

Действительный тайный советник, удостоенный многих орденов, в 1803 году Гавриил Державин вышел в отставку и посвятил себя литературе: сочинял трагедии, комедии, басни, оперы, делал поэтические переводы Расина, работал над трактатом «Рассуждение о лирической поэзии или об оде», работал над «Записками» о своей жизни, полной «происшествиев и подлинных дел»...

Илья Репин «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г.», 1911 год.
Илья Репин «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г.», 1911 год.

Именно Гавриил Романович первым обратил внимание на яркий талант Пушкина. Принимая экзамен в лицее Царского Села, он познакомился с юным дарованием. Александр Сергеевич прочитал ему своё стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Державин же скажет так: «Я не умер. Вот кто заменит меня».