Найти в Дзене

Белый шаман и черный шаман. В чём их различие?

Картина И.В. Попова "Шаман"
Картина И.В. Попова "Шаман"

В нашем современном обществе есть ошибочное мнение, что черный шаман творит зло, а белый шаман добро.

В якутском шаманизме есть понятия "сиэмэх ойуун" - черный шаман в современном понимании и "айыы ойууна" - белый шаман. Их отличие заключается в том, что первый работает с нижним миром, а второй работает с верхним миром.

Черный шаман - это человек, который имеет способность работать с нижним миром. Считается, что он может спускаться туда за украденной душой больного человека, вступать в схватку с сущностями из нижнего мира, обладает способностью видеть духов болезней и изгонять их из тела заболевшего человека. Иногда этот процесс происходил таким образом, что шаман мог выбрать животное (или даже человека) и отправлял болезнь ему, чем спасал заболевшего.

Белый же шаман не входил в контакт с нижним миром, он "работал" только с верхним миром Айыы (верхних божеств), испрашивая у них разрешение на благословение (алгыс туьэриитэ), лечил словом, открывал белые дороги.

Но здесь очень важно понимать, что шаман - это человек. Просто это человек, который обладает определенными способностями и имеющий такое ремесло - работу. Каждый шаман в свою практику безусловно привносит свою личность, свое человеческое эго. И в зависимости от этого в дальнейшем тем или иным способом окрашивается его "трудовая деятельность". Ведь шамана по большому счету и не спрашивают, ему просто вручают этот "Дар". Шаман - это человек, избранный Духами для этого ремесла, их посланник в мир людей. Как правило, попытки отказаться приводят к плачевным результатам. И личность человека, его психика, его сила духа и нравственные качества имеют огромное значение в его шаманской практике. Становление шамана - это огромный труд, длящийся годами, включающий различные этапы. Но это уже совсем другая история.

Я надеюсь, что донесла основной свой посыл в раскрытии заявленной темы.

Но также еще вкратце хочу рассказать о том как передается ремесло шаманства.
В первую очередь это, конечно, родовой шаманизм от предка к потомку. Причем шаман-предок мог жить очень давно, и нынешние потомки могли даже не предполагать о том, что они могут попасть "под раздачу". Но обычно в роду всегда знают, что у них были шаманы, и что есть возможность появления в роду нового шамана. Здесь я специально не написала "молодого шамана", потому что эти способности могут раскрыться даже в пожилом возрасте 60+ и даже есть случаи 70+. Это решают не люди.
Также есть так называемые Небесные шаманы, в роду у которых не было шаманов. Считается, что это избранные небесами (верхними божествами) шаманы.
Но путь становления шамана не щадит ни тех, ни других. Конечно, все шаманы проходят свой собственный уникальный путь становления, но эон всегда сопряжен с определенными трудностями, духовным взрослением, внутренним расширением, сильными болезненными трансформациями.

Начало моего повествования о шаманизме Якутии в этой статье:

Благодарю за ваше внимание, ваша Дина Саввинова - Санаайа.
С любовью из Якутии.

Буду рада вашим откликам также на другие мои статьи:
Базовые потребности мужчины и женщины
Строение человека на тонком плане
Роль женщины в семье
Уровни развития души

Ссылка на Телеграм канал "Внутреннее СОЛНЦЕ - Санаайа" ТУТ