Найти в Дзене
Sputnik Азербайджан

Помогут ли 10 млрд евро решить проблемы Транскаспийского транспортного коридора

Сегодня наиболее важным для участников внешнеэкономической деятельности в Европе является выстраивание транспортно-логистических коридоров с наименее рискованными маршрутами и на выгодных условиях. Данный вопрос обрел особую актуальность с учетом кризиса в Красном море, в результате которого расходы европейских грузоотправителей выросли почти на 300%. В таких условиях все более привлекательными становятся наземные транспортные коридоры, которые сухопутными и железнодорожными маршрутами соединяют Европу с Азией. Один из них и самый востребованный на данный момент проект - Транскаспийский маршрут (Средний коридор/ ТМТМ) - получает шанс стать главным звеном в межконтинентальных мультимодальных перевозках. Однако, несмотря на все усилия стран-участниц проекта по его развитию, в ТМТМ все еще присутствуют "слабые места", которые проявляются в недостаточно развитой инфраструктуре ряда стран, отсутствии единой системы отслеживания грузопотока по коридору, недостаточной цифровизации процесса пе

Сегодня наиболее важным для участников внешнеэкономической деятельности в Европе является выстраивание транспортно-логистических коридоров с наименее рискованными маршрутами и на выгодных условиях. Данный вопрос обрел особую актуальность с учетом кризиса в Красном море, в результате которого расходы европейских грузоотправителей выросли почти на 300%.

В таких условиях все более привлекательными становятся наземные транспортные коридоры, которые сухопутными и железнодорожными маршрутами соединяют Европу с Азией. Один из них и самый востребованный на данный момент проект - Транскаспийский маршрут (Средний коридор/ ТМТМ) - получает шанс стать главным звеном в межконтинентальных мультимодальных перевозках.

Однако, несмотря на все усилия стран-участниц проекта по его развитию, в ТМТМ все еще присутствуют "слабые места", которые проявляются в недостаточно развитой инфраструктуре ряда стран, отсутствии единой системы отслеживания грузопотока по коридору, недостаточной цифровизации процесса перевозок. Да и в целом необходимо расширять пропускную способность проекта.

-2

Именно по этой причине Европейский союз планирует увеличить инвестиции в проект расширения ТМТМ. Так, согласно информации вице-президента Европейской комиссии (ЕК) Валдиса Домбровскиса, европейские и международные финансовые институты выделят 10 млрд евро на развитие транспортного сообщения в Центральной Азии.

Выступая в минувший понедельник на Форуме инвесторов по транспортному сообщению ЕС-Центральная Азия в Брюсселе, Домбровскис заявил, что инвестиции в проходящий по территории Азербайджана ТМТМ необходимы для того, чтобы развить его в качестве "мультимодального, современного, конкурентного, устойчивого, прогнозируемого, "умного" и высокоскоростного маршрута, соединяющего Европу с Центральной Азией за 15 дней или более короткий период".

Всем понемногу

Стоит отметить, что распределение 10 млрд евро на инфраструктурные проекты Центральной Азии уже началось - в понедельник Европейский инвестиционный банк подписал с правительствами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана меморандум о взаимопонимании о выделении под гарантии Еврокомиссии займов на 1,47 млрд евро.

Кроме того, Европейский банк реконструкции и развития подписал меморандум о взаимопонимании с Казахстаном по кредитной линии в 1,5 млрд евро на развитие транспортно-логистических проектов.

При этом эксперты считают, что подписание соглашений с правительствами Кыргызстана и Узбекистана говорит о том, что проект Транскаспийского маршрута, который изначально включал в себя путь из Китая в Казахстан, а далее через Каспийское море в Азербайджан и дальше в Грузию, может быть расширен за счет новых участников.

Так, о намерении использовать ТМТМ для отправки своих грузов заявляли Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. Выделение кредита Кыргызстану и Узбекистану можно рассматривать как вовлечение этих стран в проект не просто как пользователей маршрута, но и как полноценных участников.

Так, считается, что для развития Среднего коридора Китай и европейские страны намерены создать альтернативный Казахстану путь через территорию Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана с продолжением в Азербайджане и Грузии.

То есть фактически участок Транскаспийского маршрута в Центральной Азии может разделиться на две альтернативы - с продолжением по территории Казахстана или по территории Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана.

В таком случае Китай сможет входить в проект Транскаспийского маршрута не только через границу с Казахстаном, но и границу с Кыргызстаном. Данный проект становится еще более реальным, если учесть реализацию плана по строительству железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном.