Пик развития борьбы за права женщин приходится на начало 20 века, практически во всех развитых странах. К этому времени шла хорошая пропаганда, философские работы о правах человека того периода показывали необходимость изменения положения женщин в обществе, и семья становится полноправной ячейкой общества.
Суфражизм и феминизм США
В США развивалось движение суфражисток и феминисток, чаще всего собирались небольшими компаниями у кого-нибудь дома. Интересный факт, что женщин поддерживали их мужья. Поэтому можно сказать, что свободу женщины начала 20 века в США ограничивали не мужчины, а государство с устаревшими устоями и представлениями. Наиболее часто обсуждаемы социальные проблемы женщин, их дискриминацию в праве голоса, выражения политического мнения, проституция, торговля белыми рабами, венерические болезни, насилие, беременность девочек-подростков и т.д. Люди выходили на массовые демонстрации с лозунгами и запрещенными газетами, так же были крайние меры в виде голодовок, самоприковывание к воротам, забастовки на рельсах и т.д. Но требования протестующих сводилось к общим требованиям: предоставление женщинам гражданско-политических прав и абсолютной свободы распоряжения своим телом.
Суфражизм (общественное движение за предоставление женщинам избирательного права и других гражданско-политических возможностей) о себе громко заявил в США и Великобритании в первой четверти 20 века. Можно сказать, что в этих странах женщины право голосовать получили относительно поздно, в США- 1920 год, в Великобритании – 1928 год, так женщины Новой Зеландии начали принимать участие в политической жизни общества с 1893 года, Австралии – с 1802 года, великого княжества Финляндского – с 1906 года, Норвегии, Дании, Исландии – с 1913-1915 годов, России – с 1917 года). Особенностью суфражизма Америки в том, что распространение в большей степени среди высших слоев общества и среди интеллигенции, выступления активистов были сдержанные, не как например в других государствах, но при это зрелищными, четко выстроенными и ориентированным на большую публику. Суфражизм Америки главным оружием избрал слово, поэтому лидерами становились образованные женщины, обладающие искусством ораторства. Мероприятия проводились как массовые, так и домашние просветительские с жертвами половой дискриминации.
Как уже было сказано, женщины боролись и за личную свободу и требовали право распоряжаться своим телом и это уже был феминизм. Факт тот, что женщина тысячелетиями оставалась в сексуальном рабстве, что это значит, а то что женщина не могла регулировать количество детей в семье и собственно возраст для родов. Феминистки боролись за права женщин на контрацепцию (в то время это мог решать только муж) и аборты. Контрацепция и узаконенный аборт, должны были освободить женщину от полноправной власти мужа, и получить возможность получать образование во время брака, работать, заниматься политикой и культурой, не быв прикованной к домашнему хозяйству и детям. Поэтому направление феминизма, более широкое понятие, чем суфражизм, ведь охватывалась не только личная, но и гражданская позиция. Кроме того, узаконивание контрацептивов и абортов, окончательно утвердило в обществе понятие секса и показало, что это не только продолжение рода, но и так же как способ получения удовольствия для обоих полов.
Революционная Россия.
После первой революции в России активно развивается движение за права женщин. Женщины так же участвовали в шествии к Зимнему дворцу и их было не мало. После 1905 года голос женщин стал громче и настойчивее. Так в том же 1905 году в Санкт-Петербурге проходит первая крупная женская конференция, в ходе которой слышалось много призывов в пользу рабочего класса и против угнетения женщин. В отличии от США и его феминизма в России организовывается женский социалистический клуб «Общество взаимопомощи». К 1907 году пропаганда данного клуба дает свои плоды.
И так в 1907 году создается первая специальная организация «Рабочая Женская Взаимопомощь» за права женщин. Интересно, что в ее работе могли принимать участие и мужчины, единственное, что не могли занимать руководящие должности. Главной миссией организации это было борьба за права женщин и борьба против притеснения женщин в России. Проводилась агитация на местах, женщины выходили на предприятия, и осуществлялось тесное сотрудничество с профсоюзами.
Так же в 1907 году от России была отправлена делегация на Международную Конференцию Женщин Социалисток в Штутгарте. Одним из выступающим на конференции была Клара Цеткин, которая призывала потитические партии «энергично бороться за избирательное право». В 1908 году был созван Всероссийский Женский Конгресс, на котрый приехало 45 женщин из России под началом Александры Коллонтай. Всего на конгресс было преглашено 700 делегатов. Коллонтай должна была выступать на данном конгрессе с докладом «Женщина-работница в современном обществе», но в ночь с 13 на 14 декабря 1908 года Коллонтай пришлось бежать в Европу. В России все таки принципы феминизма в то время еще были не понятны и чужды людям, которые стояли в управлении государства.
Вновь конференция созывается в 1910 году в Копенгагене, где вновь обсуждается избирательное право.
По этому вопросу самой опытной считалась Клара Цеткин, которая уже несколько лет боролась против буржуазных постулатов, в соответствии с которыми право голосовать могли только женщины, имеющие собственность. В этот раз Александра Коллонтай выступала от работниц-текстильщиц Северного промышленного района.
Конференция состояла из 100 женщин из семнадцати стран, и самым грандиозным решением этой конференции Кларой Цеткиной было предложено празднование Международного женского дня. В политуправление международного женского дня вошла наша соотечественница Александра Коллонтай.
Женские организации вплоть до 1917 года находились в полулегальном положении. Организации женщин в России боролись с одной стороны с буржуазными устоями, с другой - сьне желанием единомышленников, членов социал-демократических партий мужского пола принять во внимание положения женских союзов.
Спустя год в 1911 году после второй женской организацией был провозглашен Международный женский день, благодаря работе немецкой социал-демократии Клара Цеткин смогла организовать многотысячные демонстрации. В России благодаря Александре Коллонтай 8 марта 1913 года был отпразднован Женский международный день. Наконец власть начала прислушиваться к голосу женщин, стало издаваться больше работ посвященных проблемам женщин и борьбе за права. Так по инициативе Владимира Ленина с 1914 года начинает издаваться специальный журнал для женщин «Работница».