Найти тему

Искусство и деньги

Нередко встречаешь крайне категоричное суждение о том, что искусство и деньги несовместимые явления. Этот угол видения, как и все в мире, имеет свое место, будет скорее всего тяжеловесно аргументирован, но с ним не хочется соглашаться уже только потому, что выражен он слишком упрощённо, а между тем, как и любое явление проблема имеет бесчисленное количество точек приложения. 

Рассмотрим с позиции преподавания боевых искусств. "Или ты учишь или ты зарабатываешь деньги", - тезис нередко проповедуется в обществе боевых искусств. 

 Если под искусством понимать нечто новое, кем-то выраженное в определенной форме, то действительно, процесс творения одномоментно несовместим с процессом заработка, если только это не искусство из области продаж. Конечная цель творчества, как части достижения создания предмета искусства - выражение, конечная цель процесса заработка - увеличение ресурса. 

Но человек не однозадачная машина, благодаря нейрофизиологии мы уже хорошо осведомлены о непостижимом устройстве мозга и непредсказуемости аффективных течений. Преподавая боевое искусство педагог, как другой нормальный человек, способен воспринимать различную информацию из мира и иметь мнение по различным поводам, будь то желание раскрыть свой взгляд на методический материал или способы рассказать о своем искусстве. 

Тут же мы столкнемся с убеждением, что великого мастера ученики находят сами. Где-то в горах. Представим себе талантливого стоматолога, трижды дипломированного, с новейшей аппаратурой. Будет ли смысл в осознании того, сколько знаний он скопил в отсутствие практики? Полон дом людей потенциально нуждающихся в таком специалисте, но никто не знает, что спасение их живёт где-то в своей квартире и чахнет над дорогим инструментарием. Или в горах, если угодно. Трудно допустить, что даже базовый уровень владения врачебными техниками никому не нужен. Проведём параллель с учителем. Учитель нуждается в учениках, благодаря ученикам растет педагогическое мастерство, благодаря уникальности каждого ученика пополняется творческий потенциал всего боевого искусства. 

Если учесть, что учитель боевого и любого другого кем-то когда-то созданного искусства может быть талантливым и плодовитым в области его распространения, допустимо предположить, что и в процессе даже противоположном искусству -  подстраиванию под запрос потребителя, выражаясь рыночным языком, может быть создано что-то уникальное. Скорее всего во вред традициям, но точно искусство. Свое. 

Другие вопросы так же возникают, услышав фразу "деньги и искусство несовместимы". Какие законы запрещают устанавливать равновесие вложенных ресурсов с полученными? Почему знание, добытое благодаря сотне поколениям таких же учителей, учеников, благодаря пролитой на боевых полях крови, интеллектуальным мукам должно обесцениваться, буквально стоить 0 ₽? Разве это не противоположно тому, к чему стремится учитель - донести ценность знания? Почему педагог не должен допускать мысли об обеспечении своей жизнедеятельности, о поддержании в должном виде места обучения, если преподавание - это та сфера его выражения, которой он посвятил жизнь и по естественному течению его вдохновения никакая другая сфера не заслужила его внимания? 

К чему приведет моральный запрет на, скажем прямо, рекламу своей секции? Для чего в принципе нужно искусство? Разве не для того, чтобы породить новую творческую мысль в умах людей? Оставим эти вопросы, как возможность посмотреть на проблему с различных низин и высот.